MBA по-венгерски

Дата публикации

ВРЗ Когда-то мы уже писали об американских программах обучения в Восточной Европе (см. №4, 1999). Сегодня мы расскажем, как одна русская студентка училась в бизнес-школе в Будапеште.

После двух лет упорных трудов, а именно столько времени ушло у меня на подготовку к экзаменам и их сдачу, написание эссе, заполнение анкет, сбор документов, ожидание интервью и прочие хлопоты, в мае 1999 года я наконец получила приглашение учиться в IMC Graduate School of Business.

Расскажу о ней подробнее. IMC существует уже 12 лет. 17-месячная программа MBA, которую предлагает школа, аккредитована AACSB (American Assembly of Collegiate Schools of Business), что является своеобразным "знаком качества". Особенной популярностью IMC пользуется среди студентов из Центральной и Восточной Европы, и объясняется это двумя причинами. Во-первых, В IMC обучение ведется по программе "двойного диплома" (Joint International MBA Program). Это означает, что все учащиеся параллельно числятся студентами Weatherhead School of Management (Кливленд, США) и в дипломах, которые они получают по окончании учебы, указываются обе эти школы. Соответственно, обучение ведется на английском. Во-вторых, IMC предпринимает определенные шаги, чтобы помочь студентам найти источник финансирования, благодаря которому можно хотя бы частично возместить затраты на обучение.

Итак, в августе я приехала в Будапешт. Я сразу же убедилась, что буклеты не врали, - школа расположена действительно в одном из самых красивых районов Пешта. А сам город просто покорил меня.

http://female-happiness.com/

Спустя некоторое время мы приступили к занятиям.

Поначалу меня поразил совершенно иной подход к организации учебного процесса. В IMC упор делается на learning, а не на teaching, как в России. Там никто не будет "вдалбливать" студентам в голову новые знания, "разжевывать" учебный материал. Преподаватель видит свою задачу в том, чтобы указать направление, в каком нужно двигаться, а уж "добывать" знания студенты должны самостоятельно.

В реальности это выглядит так. За несколько дней до начала курса лекций по новому предмету студентам раздают книги и пособия, с которыми необходимо ознакомиться еще до первой лекции. Таким образом, предполагается, что уже на первом занятии аудитория более или менее свободно ориентируется в предмете, во всяком случае, хорошо понимает, о чем идет речь. Это дает возможность всем присутствующим не просто сидеть и пассивно впитывать новый материал, но и принимать активное участие в обсуждении темы лекции.

Исключение составили только два предмета: финансовый менеджмент (Financial Management) и бизнес-статистика (Business Statistics): содержание этих дисциплин таково, что никак нельзя обойтись без подробных объяснений преподавателя и, что самое важное, без совместного решения задач.

Еще одно отличие состоит в том, что здесь напрочь теряет смысл излюбленная поговорка многих наших соотечественников: "От сессии до сессии живут студенты весело". Бывало, что в течение семестра нам приходилось корпеть над книгами по 20 часов в день, иначе просто невозможно было успеть выполнить все, что задано, и подготовиться к очередной лекции.

К тому же в IMC вообще не существует такого понятия, как сессия. Тот, кто надеется получить перед экзаменами почти целый месяц на подготовку и ликвидацию пробелов, жестоко просчитается. Экзамены проводятся два раза в семестр, в середине и в конце. При этом занятия продолжаются по расписанию, как ни в чем не бывало.

Через некоторое время выяснилось, что в IMC действует типичная американская система оценок - А, В, С, D, F (соответственно, "А" - это "отлично", а "F" - "единица").

Система обучения включала лекции, разбор "кейсов" и групповые проекты. О последних я расскажу подробнее, так как мне эта форма обучения показалась наиболее интересной.

Цель проекта, подготовленного по тому или иному предмету, - приобрести новые знания, а затем поделиться ими с другими. Поэтому итогом работы считается не сдача преподавателю толстой папки с отчетом, а презентация результатов исследования перед всеми студентами.

Можно сказать, что проект - это своего рода бизнес-игра, в которой студенты играют роль руководящих работников различных корпораций (Chief Executive Officers). Задача авторов проекта - найти и представить информацию, которая благотворно повлияет на бизнес и сделает его более прибыльным.

Например, наша группа готовила объемный проект по предмету "Бизнес-стратегия" (Strategic Issues and Applications). Нужно было выбрать компанию-конкурента, собрать о ней как можно больше информации, понять ее основную стратегию и, главное, - предсказать стратегическое направление ее дальнейшего развития.

На презентацию проекта были приглашены представители компаний, с которыми мы работали. Последние остались очень довольны результатами наших исследований. Естественно, нам не сказали, какие из наших находок будут использованы в реальной практике, но по отдельным репликам легко было понять, что многие мысли, прозвучавшие в наших выступлениях, по-настоящему заинтересовали представителей делового мира.

Надо сказать, что на протяжении всего периода обучения подразделение по трудоустройству (Career Development Office) поддерживало тесные связи со всеми ведущими компаниями, офисы которых есть в Будапеште. У нас регулярно проводились такие мероприятия, как выступления их руководителей (Executive Dialogues): президенты крупнейших компаний битый час, а то и больше рассказывали, как они добились успеха в бизнесе, и давали нам, "зеленым" студентам, полезные советы. В наше время, когда совет специалиста стоит больших денег, это, согласитесь, неплохо. Пока я училась, у нас побывали президенты венгерских представительств таких компаний, как Coca-Cola, Citibank, французская Pariba Group и др.

Практиковались также посещения студентами различных компаний (Corporate Visits). Они включали не только встречу с президентами компании, но и возможность своими глазами увидеть, как "делается бизнес". Мы побывали в таких крупных компаниях, как Budapest Stock Exchange, Coca-Cola, Andersen Consulting и др. IMC - это большая многонациональная семья. В моей группе учились 45 человек из 20 стран мира. Я убедилась, что такой "интернациональный подход" действительно дает колоссальные возможности для обмена опытом, для понимания менталитета представителей разных национальностей. Одновременно у вас появляется потенциальная сеть деловых партнеров по всему миру, которая наверняка пригодится в будущем.

Преподавательский состав также представлен выходцами из разных стран. У нас были учителя из США, Англии, Албании, Бельгии, Болгарии, Венгрии и даже один русский профессор. Несмотря на то, что программа американская, в школе стараются уделять особое внимание тому, как развивается бизнес в Центральной и Восточной Европе: ведь школа готовит специалистов в основном для этого региона. Оказалось, что в IMC, как и в любом другом учебном заведении мира, царит замечательный дух студенчества. Здесь люди на время забывают, что они - будущие топ-менеджеры, что у каждого за плечами - годы работы в бизнесе. Как и все студенты мира, здесь любят праздники, развлечения, путешествия. Мне даже кажется, что именно студенты, изучающие бизнес, умеют как никто планировать свой день, - в результате после тяжелого учебного дня остается время собраться в компании с друзьями и отдохнуть.

Как поступить

Особенных ограничений для поступления в школу нет. Однако приемная комиссия заинтересована в претендентах, которые желают работать именно в компаниях, имеющих представительства в Центральной и Восточной Европе. Впрочем, это не означает, что для выпускников закрыты двери корпораций других регионов.
Школа принимает документы на поступление от граждан всех стран Восточной и Центральной Европы. Требования к поступающим таковы: высшее образование (не обязательно экономическое), опыт работы в бизнесе от 2 до 5 лет и хорошие результаты сдачи тестов GMAT и TOEFL (см. статистические данные на полях). Надо представить также заполненную анкету, заверенную копию диплома, транскрипты с оценками и две рекомендации. Еще один очень ответственный момент поступления - написание двух эссе. Учеба по очной программе МВА начинается в августе, поэтому все документы школа должна получить до 17 марта.
Для студентов из Центральной и Восточной Европы стоимость обучения составляет $14900. Расходы на проживание, питание, медицинская страховка, книги, развлечения, покупка личных вещей потребуют дополнительно не менее $8-10 тыс. в зависимости от запросов студента.

Наиболее талантливые студенты могут попытаться получить стипендии школы. Например, есть стипендия Сороса, которой хватает, чтобы покрыть почти все расходы на обучение. Проблема лишь в том, что с каждым годом количество этих стипендий катастрофически сокращается. Уже в прошлом году Фонд Сороса выделил только две стипендии для российских студентов (для сравнения, годом раньше их было шесть).

Еще несколько вариантов финансирования обучения в IMC предлагают EBRD/ABN Amro Bank, Inter-Europa Bank Postgraduate Scholarship, IMC Tuition Scholarship and Bursary Awards, Inter-Europa Bank Student Loan Program. Правда, для получения финансовой помощи по этим программам от претендентов требуются по крайней мере три года работы на руководящих должностях международных компаний и высокие оценки по GMAT и TOEFL. Тем не менее, люди, соответствующие этим высоким требованиям, находятся.

Дополнительная информация:

IMC Graduate School of Business - http://www.imc.hu (вынос на поля)

Некоторые факты о студентах программы MBA 1999-2000 в IMC

Кол-во студентов 85

Представленные страны Венгрия, Польша, Югославия, Хорватия, Россия, Латвия, Украина, Молдова, Монголия, Словакия, Таджикистан, США, Великобритания, Канада и др.

Средний возраст 28 лет

Средний балл по GMAT 590

Средний балл по TOEFL 255 (по "новой" шкале)

Конкурс 5:1

Доля женщин среди студентов 42%

 



Комментарии Фейсбук Вконтакте