В России растет популярность дистанционного образования

Дата публикации 31.05.2011

Объем рынка дистанционного обучения в России и СНГ ежегодно увеличивается больше чем на 20%. В отдельных сегментах рост достигает 80%.

К такому выводу пришли аналитики американской исследовательской организации Ambient Insight и российского портала Smart education. Как показал опрос экспертов, рост рынка происходит за счет увеличения интереса к дистанционному обучению (e-learning) среди крупных компаний, которые после кризиса сократили расходы на повышение квалификации и переподготовку персонала.

К примеру, крупнейший российский производитель алюминия РУСАЛ сэкономил на интернет-технологиях порядка 60% от общего объема средств, заложенных на обучение персонала. Чтобы получить допуск к работе, сотрудники РУСАЛа должны каждый год проходить аттестацию Ростехнадзора. При этом 75% образовательных затрат компании составляли командировочные расходы, большая часть которых нивелировалась с помощью системы e-learning.

С другой стороны, популярность дистанционного образования растет и среди учебных заведений. Сейчас в России насчитывается больше 20 вузов и несколько десятков образовательных центров, которые предлагают своим клиентам получить диплом в режиме онлайн. Студент заводит персональную страницу на электронной платформе в Интернете, пользуется электронными учебниками, презентациями, видеолекциями преподавателей, общается с сокурсниками и наставниками с помощью закрытых чатов и форумов. Посещение университета для «виртуальных» студентов ограничивается сдачей госэкзамена и защитой диплома.

Университеты США и стран Европы начали практиковать e-learning еще в 80-х годах прошлого века. В России же нормативно-правовая база для организации такой формы обучения появилась только в 2003 году. Тогда вступили в силу поправки к законам «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», которые ввели понятие «дистанционные образовательные технологии».

До 2003 года вузы, практикующие образование через Интернет, не имели права выдавать «виртуальным» студентам дипломы государственного образца. В вузовских госстандартах есть требования к аудиторным часам, а официальный статус опосредованного взаимодействия между студентом и педагогом позволил высшим школам «обходить» это препятствие.

Дистанционное образование подходит очень занятым людям, которые могут выделить время на учебу только поздно вечером или утром, – отмечают эксперты «РБГ». С другой стороны, сотрудники многих крупных компаний воспринимают программы повышения квалификации через Интернет как формальность, которую необходимо исполнить, чтобы получить очередные «корочки». А для руководства предприятий заказ интернет-пакета образовательных курсов зачастую является возможностью выполнить обязательства перед вузом, с которым существуют договорные отношения.

«Я не могу сказать, что онлайн-курсы дали мне возможность узнать что-то новое, – признается корреспонденту «РБГ» начальник экономического отдела регионального филиала одной из крупнейших российских транспортных компаний Людмила Кравцова. – Приходилось заново изучать программы, с которыми я работаю каждый день, поэтому большую часть электронных лекций я просто пропускала».

С учетом возможности учиться без отрыва от работы растущая популярность интернет-образования совсем не удивляет. В частности, за последние три года ощутимо снизился набор слушателей на курсы по подготовке бухгалтеров и финансовых специалистов к международной аттестации по программам CAP/CIPA и ACCA DipIFR. При этом число слушателей на специализированных порталах дистанционного обучения dipifr.com и cap-cipa.com только за полгода (с ноября 2009 по апрель 2010 г.) выросло на 79,6%, показали исследования разработчика и провайдера услуг в сфере дистанционного обучения корпорации «Актив».

Интернет-образование решает проблему молодежной миграции из малонаселенных регионов, где нет высших учебных заведений. С этого года получить высшее образование онлайн смогут выпускники школ Ненецкого автономного округа. Они будут учиться в Государственной полярной академии в Санкт-Петербурге, которая запланировала для «виртуальных» абитуриентов из НАО около 250 бюджетных мест.

По информации портала Smart education, в странах СНГ работает 51 разработчик и поставщик технологий дистанционного обучения и 25 дистрибуторов и интеграторов образовательных систем. Большинство этих компаний находятся в России. Они разрабатывают электронные обучающие курсы, готовят специалистов в сфере e-learning, занимаются разработкой, установкой и поддержкой необходимого программного обеспечения.

«Провайдеры услуг в сфере электронного обучения в основном работают с двумя крупными целевыми группами – компаниями и учебными заведениями», – отмечает исполнительный директор компании «Центр eLearning» Андрей Колоденский. И добавляет, что значительная доля заказов на разработку электронных учебных курсов или внедрение систем дистанционного обучения поступает от корпоративного сектора. Учебные заведения предпочитают реализовывать подобные проекты силами своих преподавателей и студентов, используя открытые технологии, которые находятся в свободном доступе в Интернете.

Онлайн-образование эффективнее традиционного. К такому выводу пришли аналитики компании SRI International, которые проводили исследования по заказу департамента образования США. Эксперты наблюдали за успеваемостью очных и «виртуальных» студентов в течение 12 лет. Результаты оказались неутешительными для приверженцев традиционного образования: студенты, которые обучались посредством Интернета, сдавали тесты на 9% лучше университетских «очников».

Комментарии Фейсбук Вконтакте