Жесткие уроки

Дата публикации

Когда профессор на вводной лекции предупредил нас, что во время прошлого занятия по ведению переговоров он стал свидетелем драки, я подумал, что он преувеличивает.

Но после одного из занятий я был готов поверить ему. Никто никого не ударил, но двухчасовая «симуляция» создания коалиции, в которой участвовали три команды по четыре человека в каждой, закончилась перебранкой, напоминающей сцену из гангстерского боевика.

Наши оппоненты обвинили нас в мошенничестве - они разорвали договор, который мы заключили с ними, и стали вести переговоры о независимой сделке с другой командой, которая не приняла их условия.

Атмосфера накалялась, и все успокоились только после того, как мы согласились вернуть наш символический доход от сделки ($10) и профессор объявил об окончании занятия.

Что я усвоил? Что компаниям необходимы хорошие юристы. Я также понял, почему они составляют единственную категорию людей, которые, невзирая на экономический кризис, по-прежнему зарабатывают большие деньги.

Этот инцидент также помог мне сформулировать определение одного парадокса, наблюдаемого в бизнес-школе. С одной стороны, она не отличается от других поствузовских образовательных программ. Это конструктивный и ценный способ отдохнуть от рабочей рутины. Обучение может быть как большим стрессом, так и продолжительным отпуском. К тому же у вас есть возможность некоторое время поработать и поучиться для себя, а не для «дяди».

С другой стороны, степень MBA совсем непохожа на другие степени. Хотя многие занятия по программе MBA завязаны на теории менеджмента, большая часть преподаваемого материала не может быть названа научной. Обучение направлено на подготовку студентов к решению практических проблем, которые могут возникнуть во время их будущей работы. Для достижения этой цели студентов вооружают различными средствами, которые могут быть применены сразу же после окончания обучения.

Иногда обучение в бизнес-школе похоже на грандиозную симуляцию того, что будет в будущем. Многие студенты ведут себя так, как будто они уже вернулись в «настоящий мир». Это иногда создает проблемы для преподавателей, которые пытаются создать чувство конкуренции между студентами, при этом всеми силами сдерживая отрытые баталии между ними.

Некоторые мои друзья, особенно те, кто закончил бизнес-школы в 90-х, во время технологической эйфории на рынке, спрашивают меня о настроении студентов, которые учатся во время, когда ситуация на рынке намного хуже и перспективы найти работу не кажутся радужными. Беспокойство о поиске работы создало неблагоприятный резонанс среди студентов и ужесточило конкуренцию между ними?

Боевой дух упал, но не сильно. Кажется, что студенты продолжают жить с девизом «Сейчас - наслаждение, потом - беспокойство». Согласно статистике, у трети поступавших в бизнес-школу в этом году нет гарантий найти работу после выпуска. Однако этот факт не остановил их. Они все равно предпочли получить опыт обучения в бизнес-школе.

Кажется, что оснований говорить о большей склонности к аскетизму и экономии практически нет. В прошлом году студенты продолжали жить согласно девизу «Work hard and play hard», совершая запланированные школой поездки в Нью-Йорк и в другие, более экзотические места. В один из мартовских вечеров я заметил, что некоторые студенты активно участвовали в аукционе, который организовала местная благотворительная организация. Они предлагали номинальную стоимость за такие вещи, как билеты на следующий теннисный турнир US Open и прощальный концерт певицы Cher.

Один из моих однокурсников приглашал меня присоединиться к группе студентов, собиравшихся поехать в казино в Atlantic City. Он сказал, что «было весело, однако ему это удовольствие стоило несколько сот долларов».

Значит ли это, что никто не беспокоится о том, чтобы вернуть долги за обучение, не имея работы? Конечно, нет. Но студенты хранят это беспокойство при себе. Можно сказать, что разговоры о будущей работе теперь табу.

Экономический кризис определенно изменил отношение многих к ценности степени MBA. Несколько лет назад она оценивалась исключительно в размере заработной платы. Студенты бросали работу, чтобы пойти учиться в бизнес-школу, а затем использовать MBA как ключ к более высокой заработной плате. Иногда их зарплата вырастала так сильно, что они возмещали расходы на получение степени почти сразу.

Сегодня эти студенты, которым повезло с тем, что они по-прежнему имеют работу, получают не больше того, что они получали до обучения. Для многих карьерный рост приостановился.

Но, несмотря на эту мрачную обстановку, есть и хорошие новости. Степень MBA не является гарантией высокой зарплаты, но студенты, в конце концов, начали воспринимать ее как замечательную возможность повысить свой уровень образования, каковой она и является.

 



Комментарии Фейсбук Вконтакте