Диктатура потребителей

Дата публикации

Бизнес-школы перестраивают свои программы с учетом потребностей слушателей и работодателей.

В декабре 2005 года в Warwick University прошла конференция, посвященная текущим проблемам и вопросам дальнейшего развития бизнес-образования. Представители научного мира обсудили, каким образом следует поддержать качество и ценность диплома МВА, в то время как за последние 10 лет число его обладателей выросло во много раз. Полная картина, как оказалась, имеет по-настоящему сложную структуру.

Эксперты уверены, что изменения коснулись даже самых базовых принципов бизнес-образования. ''МВА является единственной в своем роде квалификацией, предлагаемой специально для опытных профессионалов бизнеса, - говорит директор занимающейся аккредитацией бизнес-школ Ассоциации МВА (Association of MBAs) Джанет Персел (Jeannette Purcell). – Система бизнес-образования постоянно изменяется, адаптируясь со временем к потребностям слушателей и работодателей''.

Дневные программы МВА, число которых за последнее десятилетие выросло на 56%, сегодня составляют не более трети от общего числа предлагаемых бизнес-школами программ. Добиваясь снижения стоимости, повышения ассортимента гибких форматов, провайдеры диверсифицировались, сделав больший упор на вечерних, модульных, дистанционных и корпоративных предложениях. Это привело к росту общего числа аппликантов при одновременном снижении спроса на программы формата full-time. Чтобы как-то поддержать их, бизнес-школам пришлось заморозить цены и постараться привлечь больше слушателей из других стран.

Ведущие университеты сделали все, чтобы не допустить снижения стандартов. Так, число заявлений, полученных приемной комиссией Manchester Business School за последние два года, упало на 40%. В ответ на это школа повысила свои требования к поступающим. Как заявила руководитель программ МВА школы Manchester Джайкон Кэн (Jikyeong Kang), ''в вопросах качества мы не идем ни на какие уступки, поэтому, по данным рейтинга Financial Times, наша школа – в числе лучших''.

Американская Tuck Business School также приложила значительные усилия в стремлении к повышению качества. По мнению декана Пола Дейноса (Paul Danos), сегодня аппликанты прекрасно понимают, что диплом МВА, полученный в престижной школе, является отличным способом инвестировать средства в собственное будущее. ''Мы получили на 65% больше заявлений. Средняя годовая заплата наших слушателей составляет $70 тыс. После получения диплома эта цифра вырастает более чем в два раза''.

Но школа Tuck все же является скорее исключением. В Durham Business School, например, на дневной программе МВА в этом году учится 62 человека, хотя двумя годами ранее их было 70. На вопрос о том, находится ли его школа в кризисе, декан Durham Тони Антонио (Tony Antoniou) говорит: ''По рыночным тенденциям нам было ясно, что сейчас не много людей могут позволить себе сделать перерыв в работе, чтобы получить степень МВА на дневной программе. Поэтому мы создали возможности для гибкого обучения. Рынок модульных и дистанционных программ сейчас на подъеме. У нас в этом формате учится порядка 1 тыс. слушателей. Мы стараемся отвечать на запросы потребителей. Если слушатель, к примеру, в процессе обучения находит работу, требующую от него большой вовлеченности, он может перейти с дневного на модульный или даже на дистанционный график''.

Руководитель University of Bath School of Management Эндрю Петигрю (Andrew Pettigrew) уверен, что в процессе изменений в восприятии МВА ключевую роль должны играть именно деканы. ''Дебаты в Warwick касались не только программ МВА, а развития бизнес-школ как учебных институтов. Мы называем себя школой менеджмента, а не бизнес-школой, потому что диплом МВА не должен рассматриваться как исключительная привилегия бизнеса, - говорит он. – У нас есть прочные связи с местными органами управления, медицинскими службами, общественными и благотворительными структурами. Бизнес-школы должны помогать своим слушателям в развитии навыков ведения переговоров и разрешения конфликтов''.

Newcastle Business School, являющаяся частью University of Northumbria, пошла по модному сегодня пути, разработав целый набор специализированных магистерских программ для молодых аппликантов. Сегодня на магистерских программах Newcastle учится в пять раз больше слушателей, чем на программе МВА, однако их средний возраст намного ниже. Параллельно школа старается обновить содержание курсов МВА и сделать их более привлекательными, расширяя свою сеть контактов с различными отраслями, что дает возможность ставить перед слушателями практические задачи из реального бизнеса. ''В преподавании прикладного бизнеса у нас имеется большой опыт, поскольку раньше мы были многопрофильным колледжем, - говорит декан Newcastle Пол Кроуни (Paul Croney). – Мы намного ближе к бизнесу, чем те университеты, которые запустили свои программы МВА, когда это стало модным''.

Лишь немногие деканы согласны с тем, что существующая сегодня модель программы МВА является совершенным образцом, не требующим изменений. Более того, некоторые активно выступают против традиционной системы. ''Кто в здравом уме станет брать на работу 26-летнего выпускника МВА, который хочет получать $300 тыс. в год, будучи уверенным, что этот человек сможет управлять бизнесом?'' - восклицает Крис Боунз (Chris Bones), декан независимого Henley Management College.

В падении популярности МВА Боунз винит бизнес-школы, которые принимают слишком молодых слушателей, не способных соотнести преподносимые им теоретические знания с собственным опытом реального бизнеса. По его мнению, главная цель программ МВА должна состоять в том, чтобы помочь менеджерам ''накачать управленческие мускулы''.

''Средний возраст слушателей London Business School – 26 лет, - говорит он, – а средний возраст слушателей наших дистанционных программ – 37. Бизнес-школы ориентируются не на тех людей. Они предлагают неправильный продукт с неправильным содержанием''.

Боунза пригласили на пост декана Henley год назад, чтобы он помог школе в развитии связей с миром бизнеса. Ранее Боунз работал HR-директором в Cadbury Schweppes, и после его прихода в школе Henley многое изменилось. Главной его заслугой считается то, что он сумел вдохнуть в программу МВА новую жизнь и сумел построить процесс так, чтобы результаты работы слушателей во время обучения шли на пользу компаниям, их спонсирующим. Нужны доказательства? ''Я бы не стал спорить с такими компаниями, как IBM, Vodafone, Canon, ABB и Ford, которые присылают к нам своих сотрудников'', - добавляет Боунз.  

 



Комментарии Фейсбук Вконтакте