Учение или развлечение

Дата публикации

Занятия по бухгалтерскому учету в Durham Business School могут привести к физическим травмам. Лектор Боб Стрэдлинг (Bob Stradling) прославился тем, что, стараясь проиллюстрировать студентам пример из теории или реальной жизни, может даже запрыгнуть на стол.

Это объясняет его недавнюю травму. "Я хотел показать, как играет Джон Клиз (John Cleese)", - говорит Стрэдлинг. Все это произошло во время обсуждения неудачного рекламного телевизионного проекта компании Sainsbury. В одном из роликов актер играл персонажа, который кричал сотрудникам и клиентам о том, что эта сеть супермаркетов просто превосходная. "В конце концов, прямо в середине демонстрации я вдруг оказался на столе. Это не было запланировано, и я повредил ногу, когда спускался вниз, - объясняет Стрэдлинг. - Такие вещи должны быть по-настоящему спонтанными, иначе студенты сразу же почувствуют фальшь и обман, ведь они могут видеть вас насквозь".

Такое шутовство может кому-то показаться неуместным на занятиях в бизнес-школе, но это один из способов хоть немного оживить самую сухую дисциплину программ МВА. Отзывы и реакция студентов свидетельствуют о том, что такая необычная методика Стрэдлинга действительно работает. Один из студентов описал лекции профессора как "интерактивное обучающее приключение".

Обычно такие слова не используют при описании предмета бухгалтерского учета, который многим студентам представляется очень путаным и неинтересным. Хотя результаты абсолютного большинства исследований и опросов показывают, что владение этим предметом является ключевым для карьерного роста, многие люди бизнеса часто не выдерживают и бросают занятия. Участники программ МВА себе такого позволить не могут.

В Manchester Business School (MBS), к примеру, основной курс программ МВА включает в себя 30 часов занятий по бухучету и финансовому анализу, 15 часов занятий по оперативному учету и 30 часов - по корпоративным финансам. Это довольно большой объем бухгалтерских занятий, и все они обязательны.

Юмор - лишь один из приемов, которыми пользуются лекторы, чтобы разрядить обстановку. Каковы же другие способы сделать этот предмет более увлекательным? Эндрю Старк (Andrew Stark), профессор бухгалтерского учета в МВS, очень реалистично смотрит на вопрос зубрежки по этому предмету. 

"Мы не стараемся научить людей тому, чтобы они стали бухгалтерами. Довольно небольшое количество наших выпускников работают специалистами, в обязанности которых входит готовить финансовую отчетность по компании. Мы делаем упор скорее на умение пользоваться финансовыми отчетами, а не на их составление".

Он полагает, что секрет заключается в том, чтобы использовать бухгалтерию в контексте. "Все дело в том, чтобы создать атмосферу, в которой учеба становится важной, и уйти от понимания бухгалтерии как процесса пересчета рисовых зерен".

Швейцарская бизнес-школа IMD также делает ставку на практический подход. В условиях одного из заданий участникам программ Executive МВА предлагается провести оценку производительности своей собственной компании, определить степень влияния стратегии на финансовые показатели, а затем провести сравнительный анализ с компанией-конкурентом из другой страны.

Стюард Хэмильтон, профессор бухгалтерского учета и финансов в IMD, лицензированный бухгалтер, полагает, что успешное обучение по предмету возможно только тогда, когда у студентов будет возможность применить полученные знания и навыки для решения задач реального бизнеса.

"Они могут рассмотреть дюжины теоретических ситуаций, но это им не даст понимания того, что происходит в их собственной компании. Только соотношение теории с их текущей работой может мотивировать руководителей на лучшее понимание, когда они начинают задавать вопросы и продолжают это делать до тех пор, пока им не станет все ясно".

Дэвид Мерфи (David Murphy), другой сертифицированный бухгалтер и директор программ Еxecutive MBA в Lancaster University Management School, верит в применение во время обучения примеров, взятых их реальной жизни с использованием того рода деятельности, который студенты выполняют в свое обычное рабочее время. Он говорит: "Используйте знания в перспективе, поскольку бухгалтерское дело - это важная практическая дисциплина, которая играет свою роль в поддержании общей стратегии, но сама по себе в отдельности она, конечно же, не так уж и важна".

Одна из самых больших проблем, возникающих в процессе преподавания бухгалтерского дела в бизнес-школах, в том, что в одном классе участники программы обладают различным уровнем знаний и навыков.

Профессор Старк из школы Manchester говорит: "Для некоторых все это  относительно простая задача, а для других - китайская грамота. Трудность в том, что если вы возьмете прицел на середину, то недовольными останутся все. Лучший выход в такой ситуации - организовать как можно больше добровольных репетиторских занятий и семинаров, чтобы дать возможность людям заниматься в привычном для них темпе".

Другие предпочитают работать, как говорится, без страховки. В школе Durham профессор Стрэдлинг называет себя "edutainer". Это слово он заимствовал у Льюиса Элтона (Lewis Elton), очень уважаемого в сфере педагогики ученого, отца писателя и комика Бэна Элтона (Ben Elton). "Я живу на острие, - говорит Стрэдлинг. - У меня есть план, но нет подробного сценария. Таким образом, я каждый раз заново придумываю то, чем я занимаюсь, тем самым делая весь процесс интересным и свежим для студентов. Есть, конечно, истории многоразового использования, но обычно я стараюсь найти что-то новое. Я самым тщательным образом готовлюсь к лекциям, много размышляю. А во время лекции мне приходится вкладывать всю мою энергию в то, чтобы она не превратилась в занудство".

 


Комментарии Фейсбук Вконтакте