Преодолевая трудности

Дата публикации

Раньше страдающим дислексией людям не стоило даже мечтать об МВА. Но времена, как известно, меняются.

СПРАВКА

Дислексия, или нарушение чтения, оказывает отрицательное влияние на способность человека понимать как устный, так и письменный язык. Последние медицинские исследования показывают, что у большинства людей дислексия и другие трудности обучения (дисграфия, акалькулия) возникают в результате неправильной деятельности мозга. Такие нарушения не исчезают со временем и сопровождают человека всю его жизнь. Дислексия никак не связана с умственными способностями человека. Многие выдающиеся ученые, политики, писатели и актеры были дислексиками.
Источник: www.dyslexia.ru
Может показаться, что дислексия и бизнес-образование – понятия несовместимые. Традиционный аппликант программы МВА – успешный с точки зрения академических успехов профессионал, способный доказать свои математические и вербальные способности на письме. Обычно дислексики, которые все же сумели добиться успеха, например Ричард Брансон (Sir Richard Branson), преуспевают в сфере предпринимательства и малого бизнеса. Многие из них не имеют сертификата среднего образования и находят свое призвание позднее. Значит ли это, что МВА для дислектиков – запретная зона?
Скорее нет, чем да, считает бизнес-консультант и основатель комедийного журнала Cracking Ранганат Бобба (Ranganath Bobba). Из-за проблем с дислексией ему пришлось в 16 лет уйти из школы, не сдав экзамены GCSE. Тем не менее это не помешало ему успешно получить степень МВА в бизнес-школе Cass при City University. "Я принял решение не сдаваться и прошел обучение по программе HND. Затем я подал документы на программу МВА, хотя меня очень волновала математика, ведь, по сути, мне требовалось развить другие навыки. Но теперь я знаю, что это было одним из лучших решений в моей жизни".
По данным Британской ассоциации дислексии (BDA), это заболевание оказывает влияние в первую очередь на такие способности человека, как чтение и письмо, хотя многие страдающие дислексией люди компенсируют эти недостатки развитыми креативными, ораторскими и артистическими способностями. Неудивительно, что тестирование GMAT служит для дислексиков главным препятствием, поскольку оценивает не коммуникативные навыки, а именно те области, с которыми они с таким трудом пытались справиться в школе.
Похоже, что современные бизнес-школы делают некоторые исключения для тех кандидатов, которые не могут получить высокие результаты по GMAT, но в остальном демонстрируют прекрасные способности. Не все школы делают главный акцент на результатах GMAT. А некоторые, как Cranfield School of Management, проводят для своих кандидатов со слабыми сторонами предварительные курсы для поддержания самооценки и развития проблемных навыков.
Результаты GMAT Боббы оказались очень невысокими. Он набрал лишь 560 баллов, но благодаря своим сильным личностным качествам он обратил на себя внимание, после чего ему предложили место на программе в школе Cass. "На них произвел впечатление мой обширный опыт в банковском деле и в сфере IT, а также мой энтузиазм".
Программы Henley Management College ориентированы на привлечение слушателей в возрасте старше тридцати. В настоящее время колледж отходит от стандартной модели отбора кандидатов, стараясь не придавать большого значения результатам GMAT, чтобы сделать свои программы более привлекательными для успешных и опытных менеджеров. Директор программ МВА профессор Иан Тернер (Ian Turner) считает, что тесты обеспечивают слишком узкие оценки кандидатов, в то время как Henley стремится к разнообразию. 
Факт поступления на программу не решает всех вопросов. Процесс обучения требует от слушателей напряженной работы, некоторые аспекты которой могут стать для страдающих дислексией кандидатов непреодолимым барьером, в том числе объемы материала для прочтения и высокая сложность математических заданий. Что же касается разбора кейсов и работы над реальными бизнес-проектами, то свои навыки могут продемонстрировать самые разные слушатели. В методике преподавания на программах МВА все чаще основной акцент делается на ценности индивидуального бизнес-опыта каждого из слушателей. В школе Cass, говорит Бобба, сочетание теории, интерактивного обучения и практических заданий в результате создали такие условия, где он как дислексик смог стать одним из лучших студентов. 
Студенты-дислексики в ходе обучения получают определенную помощь в адаптации своих навыков к содержанию программы. Айвон Тайлер (Yvonne Tyler) не так давно окончила школу менеджмента при Lancaster University. "Преподаватели всегда старались оказать мне поддержку, – говорит она. – Чтобы помочь мне преодолеть сложности, связанные с дислексией и вопросами академического плана, они использовали простейшие приемы, как, например, смена цветовой гаммы в презентации PowerPoint".
Атмосфера на программах последипломного образования в корне отличается от обязательного образования, что помогает дислексикам воспринимать все в правильном свете. "Я уже добилась успеха как менеджер, поэтому моя жизнь не зависела от учебы, – говорит Айвон. – По сравнению со средней школой, я не слишком зависела от поддержки сокурсников и преподавателей".
Какого бы успеха в бизнесе ни добивались некоторые дислексики, многие из них даже не задумываются о получении степени МВА, поскольку уверены, что не смогут успешно учиться в условиях формальной системы образования. По данным исследования доктора Джулии Логан (Dr Julie Logan) из Cass Business School, предпринимателей, страдающих от дислексии, в пять раз больше, чем корпоративных менеджеров.
Доктор Логан утверждает, что 70% предпринимателей-дислексиков не сумели получить сертификат общего образования, что повлияло на уровень их самооценки. Несмотря на это, все больше страдающих от дислексии профессионалов бизнеса принимают решение пройти обучение на последипломных программах и добиваются там успеха.
По словам Логан, они испытывают неудовлетворенность от прошлых поражений, поэтому, после того как они уже добились успеха в жизни, они решают вернуться и "покорить-таки эту высоту".
Миф о том, что на программах МВА учатся лишь менеджеры "высокого полета" с безукоризненными академическими резюме, больше не соответствует действительности. Не так давно в Великобритании был принят Disability Act, который относит дислексию в категорию инвалидности. Одновременно с этим бизнес-школы стремятся адаптировать свои требования и условия для таких кандидатов, а конкуренция за их предпринимательский талант растет, ведь для остальных слушателей их знания и опыт могут оказаться весьма ценными. По словам Боббы, у этого недостатка есть и свои преимущества: "Вам приходится работать в сто раз интенсивнее, но и победа в этом случае в сто раз приятнее".

Комментарии Фейсбук Вконтакте