Торгуйте карьерой

Дата публикации

Три выпускника Стэнфорда научились зарабатывать, предоставляя соискателям "внутреннюю" информацию о потенциальных работодателях и о том, как делать карьеру в той или иной компании.
Самер Хамадеш окончил Стэнфордский университет в 1992 г. с дипломом инженера-химика. О том, чем заниматься дальше, он не имел ни малейшего представления. Единственное, что Хамадеш знал наверняка, – он не хочет работать в компании Chevron, где прошел неудачную стажировку. В таком же положении оказались его брат Хуссам и сосед по общежитию Марк Олдман. Они подумали, что им, так же как и большинству выпускников, очень пригодился бы источник достоверной информации о крупных работодателях. Не отыскав ничего подобного на рынке, троица решила заполнить пробел. Они выпустили серию книг, справочников для молодых специалистов, которые стали бестселлерами. Но вскоре их пути разошлись. Хамадеш стал управляющим консультантом в компании LEK, двое других продолжили свое образование, а потом каждый устроился на постоянную работу. Но в 1995 г. наступила эра Интернета, и трое друзей получили предложение от компаний Prodigy, AOL и Compuserve продолжить начатое ими дело, но уже в Интернете. В 1997 г. братья Хамадеш и Олдман уволились со своих постоянных работ, основали компанию The Vault и создали одноименный сайт thevault.com. Первые средства в размере $300 000 инвестировали в компанию друзья и родственники основателей. Затем настал черед более серьезных инвесторов, которые в 1999 и 2000 гг. вкладывали в компанию по $10 млн.
Первым инвестором The Vault стал Марк Эрнандес, который вложил в компанию $200 000 и владеет 5% акций. Основателей компании он знает с детства. "Я вкладывал средства в несколько частных компаний и видел, как многие из них разорились в 2001-2002 гг. Компания The Vault получила крупные инвестиции и тратила их быстрее, чем нужно. Но ребята сумели адаптироваться к новым условиям. Им удалось сохранить контроль над всеми бизнес-процессами. В компаниях с такими финансовыми показателями это большая редкость"
Бизнес-модель компании довольно проста. На своем сайте она размещает информацию о крупнейших работодателях, рассказывая соискателям все, что они хотят знать о культуре компании, о том, как туда попасть, о зарплатах и о перспективах. Зарабатывать деньги планировали в основном за счет продажи рекламы. В 2001 г. разразился интернет-кризис, и реклама на сайте стала никому не нужна. "До этого момента у нас был раздутый штат, средства на его содержание мы получали именно за счет рекламы", – говорит Хамадеш. За первые три месяца 2001 г. The Vault пришлось расстаться с 75 сотрудниками из 110 и значительно сократить операционные расходы. Друзья поняли, что единственный способ выжить – научиться брать плату за доступ к информации. К концу 2001 г. ими заинтересовались первые учебные заведения. Сейчас среди их клиентов 610 университетов со всего мира. "Понимание того, что мы делаем, не изменилось, – говорит Хамадеш, – но зарабатывать деньги мы стали совсем по-другому". К концу 2004 г. выручка компании составила $11 млн, в этом году оборот компании должен составить $20 млн. С 2003 г. компания приносит прибыль. Компания планирует развиваться в нескольких направлениях, рассказывает Хамадеш. Главное из них – международное. По оценкам сотрудников The Vault, люди во всем мире тратят более $1 млрд на советы по карьере и трудоустройству. Молодые специалисты вкладывают много времени, сил и средств в образование и ищут достойную работу. Им нужен ресурс, способный рассказать обо всех существующих возможностях. Международная экспансия компании началась с Великобритании и не потребовала дополнительных вложений. Около двух лет назад их услугами заинтересовалась школа бизнеса Саид при Оксфордском университете. The Vault заключила с ней контракт и начала предоставлять ее студентам информацию об американских инвестиционных банках и международных компаниях. Вскоре подтянулись и другие британские бизнес-школы и университеты. Сейчас на сайте есть информация о 100 крупных европейских компаниях, а среди его подписчиков 45 европейских университетов. В ближайших планах – открытие офиса в Лондоне, а затем экспансия в Азию. В Европе компания работает по тем же принципам, что и в США, но пока не занимается выпуском печатных изданий. "И по сей день никто, кроме нас, не оказывает подобных услуг в Европе, в то время как спрос на подобную информацию довольно высок", – говорит Хамадеш. Но работа на европейском рынке не обходится без трудностей. Для начала пришлось смириться с тем, что в августе деловая жизнь замирает, что нарушило некоторые планы компании. Еще одним препятствием могут стать культурные аспекты – европейцы более тщательно обдумывают свои решения и уделяют большое внимание личным связям.
Скоро компании предстоит принять важное решение: выходить ли за рамки стран, в которых доминирует английский язык. Но рост неизбежен в любом случае. Эрик Обер, председатель совета директоров The Vault, которому принадлежит 2% акций, бывший генеральный директор телекомпаний CBS News и The Food Network, говорит: "В США лишь в нескольких сферах спрос превышает предложение. И одна из этих сфер – трудоустройство и карьера. Миллионам людей, которые только начинают свою карьеру, нужна информация о работодателях, а сотни компаний хотят рассказать о себе".

Комментарии Фейсбук Вконтакте