Бизнес-школы стремятся привлечь молодежь

Дата публикации

Несколько месяцев назад представители приемных комиссий ведущих американских бизнес-школ из Top10 провели презентации в четырех американских городах, представляя программы МВА. То, что отличало потенциальных студентов в New York, Atlanta, Palo Alto и Los Angeles в этом году, это их возраст. Это не были менеджеры, которым почти исполнилось 30. Вместо этого на презентациях присутствовали в основном молодые люди, получившие первое образование не более чем три года назад. Некоторые даже еще не получили его до конца, а были студентами.

Это исследование изначально было спровоцировано Harvard Business School, но впоследствии его результаты были изучены и остальными ведущими бизнес-школами, так как они опасались, что пропускают некоторое количество лучших студентов. Причиной этого служит миф, существующий в мире и утверждающий, что для поступления в бизнес-школу необходимо несколько лет работы.

Brit Dewey, руководитель приемной комиссии Гарварда, говорит, что Гарвард никогда не требовал у претендентов наличия опыта работы. Остальные директора говорят похожие вещи. Ann McGill, руководитель программ МВА full-time в университете Chicago, верит, что возраст  - это достаточно скользкий момент. "Мы никогда не смотрели строго на возраст, но мы просто считаем, что студенты могут извлекать выгоду на занятиях из своего опыта работы и вносить существенный вклад в обучение других студентов".

Житейский стереотип

Негласный принцип утверждает, что, перед тем как пойти учиться в бизнес-школу, надо дождаться возраста 27-28 лет. Кто придумал этот принцип, остается тайной. "Причина может быть в том, что потенциальные студенты видят эту цифру опубликованной в прессе и на сайтах бизнес-школ и думают, что они еще слишком молоды для поступления", - говорит Rosemaria Martinelli, директор приемной комиссии программ МВА в Wharton School. Люди фиксируются на возрасте, который просто назван средним, и думают, что он минимальный.

В презентациях участвовали десять бизнес-школ - Anderson School, Columbia, Chicago, Darden, Harvard, Kellogg, MIT, Stanford, Tuck в Dartmouth и Wharton, - желающих привлечь достойных кандидатов. Важно то, что конец второго десятка для многих является проблемным возрастом, и многие упускали возможность получить бизнес-образование, так как цена получить его в возрасте 27 лет, оставив работу на два года, была слишком высока.

"Забавным выглядит тот факт, что число людей, просто ожидающих, когда им исполнится достаточно лет для поступления, очень значительно, - говорит McGill. - Последнее, чего мы хотим, это заставлять людей убивать свое время, ожидая поступления в хорошую школу".

Важным для бизнес-школы  также является то, что отказ от этого стереотипа также заставит большее количество женщин учиться в бизнес-школах, так как в 27-28 лет многие женщины не могут себе позволить дорогую двухлетнюю программу.

Привлечение женщин

Ведущие бизнес-школы США имеют плохие результаты в привлечении женщин на программы. В рейтинге FT-2001 программ full-time MBA только в Stanford учится более чем 40% женщин. В Columbia этот процент равен 35, в Harvard - 32, в Wharton - 28, в Dartmouth - 31, а в Chicago учится только 26% женщин. "Я надеюсь, что привлечение молодых студентов изменит эту ситуацию", - говорит McGill.

Она также верит, что есть и более серьзные причины для уменьшения возраста студентов бизнес-школ.  Что это означает для бизнеса и экономики в целом, если успешные менеджеры около 30 покидают свои рабочие места, вместо того чтобы делать это в начале своей карьеры? 

Она также считает, что менеджеры в более раннем возрасте найдут требования, предъявляемые к студентам бизнес-школ, более выполнимым. "Очень сложно в возрасте 28 лет снова начинать учиться".

"Собственно, идея состоит не в том, чтобы снизить возраст студентов, а в том, чтобы менеджеры всех возрастов могли получать преимущества, связанные с бизнес-образованием, - говорит McGill. - Мы вынуждены были подумать над тем, какой возраст является подходящим. Оказалось, что это не зависит от возраста".

Итак, что именно ищут ведущие бизнес-школы в своих претендентах? Harvard, по словам Ms Dewey, ищет три вещи: академические способности, опыт лидерства (формальный или неформальный) и личные качества.

Wharton ищет людей, которые могут продемонстрировать "реальный скачок в своей жизни", говорит Ms Martinelli, людей, у которых "внутри горит огонь". Опыт должен быть "качественным", а не "количественным", утверждает она. "Мы все растем очень по-разному".

Комментарии Фейсбук Вконтакте