Эксперимент со страхом

Дата публикации 03.02.2010

Испугал ли вас кризис? Как он изменил вашу жизнь? Готовы ли вы меняться в условиях экономической турбулентности? В 2009 году E-xecutive и Manchester Business School пригласили участников Сообщества высказаться в ходе специального опроса. Его результаты удивили иностранных аналитиков. О некоторых выводах эксперты рассказывают в эксклюзивном материале для нашего портала.

Марк Бейти, преподаватель организацинной психологии; 
Пол Ирвинг
доцент кафедры организационной психологии;
Томас Бут
, аспирант кафедры организационной психологии Manchester Business School

Рецессия, кризис, экономический спад, депрессия - вне зависимости от того, как мы называем явление сегодняшних дней, оно полностью завладело вниманием мировой общественности, ее эмоциями и пошатнуло экономическую стабильность многих людей.

В сфере финансов, бухгалтерского учета, международной политики ему уделяется особенное внимание. Исследованию, анализу и комментариям различных аспектов кризиса, его причин и последствий, авторы посвятили тысячи статей. Однако психологи, как ни странно, в большинстве своем предпочли проигнорировать эту тему. На наш, взгляд, незаслуженно. Экономические трудности планеты слишком сильно повлияли на эмоции людей, их чувства, представления о счастье и будущем, чтобы оставить их без внимания психологов.

Учитывая этот факт, мы решили, что пришло время внимательнее присмотреться к рецессии. Мы рассмотрели несколько возможных подходов к психологическому анализу этого явления. Так, можно было бы оценить влияние рецессии на организационную культуру и климат или то, как различные участники рынка взаимодействуют под влиянием кризиса и меняют свои функции. Однако мы решили рассмотреть кризис с точки зрения чувств и эмоций индивидуумов. Основные вопросы, на которые мы хотели получить ответы, звучат так:

  • Что определяет, насколько личность подвержена страху перед рецессией?
  • Как страх влияет на карьерные маневры людей?

В ходе совместного исследрвания, проведенного E-xecutive и Manchester Business School в 2009 году, мы опросили более 1500 взрослых работающих россиян по всей стране с просьбой рассказать о себе, о том, насколько они контролируют свою жизнь, насколько их удовлетворяет работа, какие карьерные перспективы они имели и имеют сейчас, и, самое главное, насколько они обеспокоены последствиями экономического кризиса. В результате мы рассмотрели реакцию на кризис работающих людей, отражающих мнение определенных социальных групп.

Что влияет на степень беспокойства человека в кризис?

В результате исследований мы обнаружили ряд постоянных мощных факторов, которые оказывают влияние на человеческие склонности и ценностные установки. Россияне, отметившие, что они испытывают страх или беспокойство перед лицом рецессии, были более эмоционально чувствительны, чем это свойственно людям в целом. Они были склонны видеть себя как марионетку в руках судьбы, рассматривали себя в качестве зависимых от окружающих. Кроме того, наиболее подверженные волнению, как выяснилось, больше, чем другие, удовлетворены своей работой. Как можно интерпретировать эти результаты?

Такие люди всегда больше боятся больших трудностей в первую очередь потому, что замечают всеобщую тревогу окружающих. Кроме того, они прекрасно осознают свои настроения, причина которых кроется в финансовой нестабильности, и не прячут «голову в песок».

Что касается отношения к фатализму, новым возможностям и ощущению того, что жизнь контролируется другими, то в данном случае психологи уже давно сказали, что существует определенный спектр представлений людей о том, насколько они управляют своей жизнью. На одном конце этого спектра находятся те, кто считает, что их жизнью управляет фортуна или другие люди. На другом - те, кто считает, что творит свою судьбу собственными руками и полностью за нее отвечает. Первая категория людей, перекладывающая ответственность на фортуну или начальство, склонны бояться экономических коллапсов. Проще говоря, люди, считающие, что их бытие определяют внешние факторы, воспринимают рецессию как нечто, что с ними уже случилось, а не как фактор, который они могут преодолеть.

Интересен и еще один факт. Чем выше степень удовлетворенности человека настоящей работой, тем больше он боится разрушающих последствий кризиса, и, как следствие, необходимости менять позицию на менее комфортную и высокооплачиваемую.

Что предполагает боязнь кризиса и его последствий?

На этот счет у нас две основные версии.

Во-первых, чем больше люди обеспокоены рецессией, тем больше они склоняются к тому, чтобы развиваться, учиться, приобретать новые навыки. Таким образом, в ходе опроса мы оценивали, является ли страх перед лицом кризиса поводом для того, поступить в MBA-школу (дневную или вечернюю форму обучения) или записаться на курсы профессиональной переподготовки. Увы, результаты опроса не подтвердили нашу гипотезу. Для российских менеджеров кризис не является поводом для таких шагов.

А вот наше второе предположение - о том, что страх последствий рецессии определяет желание привнести определенные карьерные изменения - подтвердилось. Чем больше люди боятся экономических изменений, тем больше у них интереса к карьерным подвижкам, в том числе к переходу в другие организации (но в рамках одной и той же отрасли). Таким образом, в экстремальной ситуации люди с большей охотой рассматривают альтернативные варианты развития карьеры, новые возможности.

Как наше исследование может быть полезно бизнесу?

1. В этот переходный экономический период в процессе подбора и найма персонала, следует делать выбор в пользу эмоционально устойчивых кандидатов, уверенных в собственных силах и не зависящих от мнения окружающих.Такие люди не позволят финансовой турбулентности затронуть их интересы и повлиять на них. Тратя меньше времени на волнение относительно кризиса, эти люди уделяют больше внимание плодотворной работе и берут на себя ответственность.

2. Под ударами кризиса люди склонны к тому, чтобы искать пути отступления, в том числе, и возможность перехода в другие компании. Отдельные личности могут подумать и о том, чтобы кардинально изменить карьеру в целом. Хорошо, если все это происходит с персоналом конкурентов. А ведь среди таких «перебежчиков» могут быть лучшие люди вашей организации. Что вы можете сделать, чтобы удержать их? Как вы можете убедиться в том, что ваши лучшие умы не рассматривают предложения других работодателей?

3. Если мы согласимся с фактом, что люди сейчас более открыты к предложениям других работодателей, то значит ли это, что сейчас настало время и вам сделать лучшее предложение успешным сотрудникам других компаний? Возможно, и вам есть смысл переманить сотрудников у конкурентов?

Рецессия, кризис, экономический спад, депрессия - вне зависимости от того, как мы называем это явление, оно оказывает влияние на то, как люди оценивают дальнейшее развитие карьеры. Это может быть причиной того, что ваши коллеги собираются сменить место работы. Кто знает, возможно, об этом думаете и вы?

Комментарии Фейсбук Вконтакте