Причина скандалов... личность руководителя?

Дата публикации

Исследование "Куда они ведут?" (Where will they lead?), проведенное Aspen ISIB, было направлено на изучение отношений студентов MBA к бизнесу и обществу. Когда студентов попросили назвать факторы, которые приводят к корпоративным скандалам, 72% опрошенных сказали: "Личность руководителя".

Такой ответ был популярнее других ответов - например, "Недостаточное следование корпоративной этике", "Давление, связанное с низкой биржевой ценой акций компании", "Конфликт интересов между ревизорами и инвестиционными банкирами" и даже "Распад совета директоров".

"Возможно, что студенты пытаются просто сбросить с себя ответственность", - говорит David Rodbourne, вице-президент Centre for Ethical Business Cultures in Minneapolis.

"Они (выпускники MBA) могут создать культуру на любом уровне организации… Создание такой культуры - вот чем должны заниматься руководители и топ-менеджеры. Некоторые из них понимают это, а некоторые - нет".

Исследование, проведенное Aspen в конце 2002 года, стало последним в серии "Отношение студентов к…". В декабре 2001 года  Aspen опубликовала результаты исследования изменений взглядов студентов MBA по мере их обучения. Оказалось, что студенты больше осознавали свою социальную ответственность, когда они только начинали обучение, чем после его окончания.

В этом году респонденты из восьми американских, трех канадских и одной британской школы выразили большую заинтересованность в делах общества. Вопрос в том, является ли этот возросший интерес нормой или это просто реакция на корпоративные скандалы. А может быть, дело просто в нехватке рабочих мест для выпускников MBA.

Многие студенты бизнес-школ считают, что их восприятие программ MBA сильно изменилось.

Tom Gladwin, профессор в University of Michigan, считает, что финансовые скандалы компаний привели к такой перемене.

Стабильные предприятия, окружение, социальная ответственность и этика, по его мнению, "принимаются аппликантами за основу, на которой должно строиться все образование менеджера".

Он считает, что изменились как точки зрения работодателей, так и студентов. Многие руководители выражают обеспокоенность тем, что в бизнес-школах уделяется недостаточно внимания некоторым важным предметам.

Согласно исследованию Aspen, студенты MBA считают так же. В этом году респонденты выразили мнение, что почти на всех занятиях следует уделять внимание вопросам социальной ответственности, а особенно на занятиях по бухгалтерскому учету и финансам. В 2001 году только 35% студентов сказали, что на подобных занятиях следует говорить о социальной ответственности; в 2002 году процент возрос почти до 85.

73% респондентов сказали, что занятия по бухучету соответствуют этим требованиям, но только 32% сказали то же самое о занятиях по финансам.

"Говорить об устойчивости компаний и о социальной ответственности на занятиях по финансам непросто", - заключает профессор Gladwin.

Как и руководители компаний, студенты MBA считают, что программы MBA недостаточно внимания уделяют этическим вопросам.

Только 22% опрошенных сказали, что их школы делали очень многое, чтобы подготавливать студентов к столкновению с критическими ситуациями. Каждый пятый респондент сказал, что его школа не уделяла такой подготовке никакого внимания.

Но имеет ли это значение? Согласно мнению студентов - небольшое. Больше половины опрошенных сказали, что те факторы, влияющие на корпоративные скандалы, на которые им указывали в бизнес-школе, оказались несущественными.

В таком случае только время покажет, станут ли устойчивость компаний и социальная ответственность неотъемлемой частью академического портфолио студентов MBA и, если станут, усвоят ли эти уроки сами студенты.

 В исследовании принимали участие:

-Columbia Business School University of Virginia: Darden

-Carnegie Mellon University of California, Berkeley: Haas

-University of Notre Dame: Mendoza

-University of Michigan

-University of Pennsylvania: Wharton

-Yale School of Management

-London Business School

-University of Western Ontario: Ivey

-University of Toronto: Rotman

-York University: Schulich

 


Комментарии Фейсбук Вконтакте