Интервью с директором службы по карьере Rotman

Дата публикации

Инсценировки собеседований и персональный подход помогают слушателям программ МВА найти себе работу в реальном мире, говорит директор службы по карьере Карен Териот (Karen Theriault).
Карен работает директором Центра по связям с компаниями (Corporate Connections Centre) при Joseph L. Rotman School of Management при University of Toronto, занявшей в рейтинге BusinessWeek 2002 пятое место. Она пришла в Rotman в 1998 году, имея опыт работы в коммерческих компаниях и государственных структурах. По ее мнению, ее задача как руководителя центра достаточно проста: "Мы прилагаем все усилия для того, чтобы наши студенты ощущали нашу поддержку и знали, что мы на их стороне".
Недавно Карен ответила на вопросы корреспондента BusinessWeek.

- Если бы вы могли устанавливать правила, какие три вещи вы рекомендовали бы новым специалистам МВА до их прихода в школу?

- Я не думаю, что здесь можно устанавливать жесткие правила, как, например, при построении космических кораблей. Нужно определиться со своим направлением и стараться выделиться из числа других претендентов, обнаружить у себя сильные стороны, которые дадут вам преимущества на рынке труда. Подумайте о своих дальнейших действиях, которые помогут вам установить связь с теми, кто может предложить вам работу или помочь в ее поиске.

- Каким образом вы помогаете слушателям в их поиске работы?

- Мы стимулируем студентов самостоятельно прилагать усилия в этом направлении. Это не означает, конечно, что мы не организуем никакого рекрутинга на кампусе. Но нам повезло в том, что наша школа расположена в Торонто, финансовой и деловой столице Канады. Мы проводим для студентов инсценированные собеседования, чтобы поднять уровень их уверенности в своих силах, помочь им осознать свои цели. Когда дело дойдет до реального собеседования, они будут знать, чего они хотят от своего потенциального работодателя.

- Каким образом школа помогала студентам преодолеть сложности, непременно возникающие в условиях экономического спада?

- Все наши студенческие организации, преподавательский состав и руководство школы были задействованы в процессе поиска работы для наших слушателей и в особенности мест для прохождения ими летней практики. Имена и фото студентов вывешивались на большом стенде. Когда они получали работу или проходили собеседование, рядом с ними прикреплялся логотип компании. Любой входящий в здание бизнес-школы знал о положении дел. Преподаватель мог подумать: "Этот парень все еще ищет. Кажется, я мог бы помочь ему". В этом году мы привлекли трех слушателей программы МВА, для того чтобы они выполняли роль продавцов кандидатур наших студентов, завершивших первый год обучения. Их цель была распространять информацию о школе и получить больше вакансий для наших слушателей. В результате по сравнению с прошлым годом мы получили на 40% больше вакансий.

- Насколько успешно проходит трудоустройство выпускников 2004 года?

- По неофициальным данным, к первому апреля примерно 76% наших студентов уже нашли работу. Сейчас мы в процессе сбора информации по каждому выпускнику, чтобы опубликовать официальные показатели. Наша цель - добиться в этом году 85%. Очевидно, что по сравнению с прошлым годом ситуация улучшилась.

- Правда ли, что некоторые ваши выпускники программ МВА успешнее других? Если да, то почему?

- Если вы уделяете внимание исключительно техническим навыкам, не обладаете соответствующими чертами характера и не прошли тренинги, для того чтобы суметь удачно продать свою кандидатуру на рынке, вы действительно окажетесь в проигрышной ситуации. Имеют преимущество те выпускники, которые ищут работу в той сфере, где у них имеется опыт работы. Те, кто собирается сменить и направление деятельности, и должность, столкнутся с дополнительными трудностями.

- Возможно ли сегодня, несмотря на жесткие рыночные условия, сменить карьеру?

- Если выпускник получит возможность выполнять те же функции или имеет соответствующие навыки, то это вполне возможно. Существует ряд компаний, которые в первую очередь ищут в кандидатах базовые навыки МВА, то есть стратегическое мышление, способность принимать решения и идти на риск. Такие компании охотнее берут на работу выпускников программ МВА, даже если у них нет опыта работы в этой области. Но таких компаний совсем немного.

- Какова средняя стартовая зарплата у ваших выпускников?

- В канадских долларах - примерно между 88000 и 90000 (около $67609).

- Возможно ли обсуждение уровня стартовой зарплаты?

- Сегодняшние выпускники вряд ли стоят на таких же уверенных позициях по обсуждению уровня их зарплаты, как это было раньше. Они знают, что должны иметь реальные ожидания. Они рассматривают эту ситуацию с позиций долгосрочного инвестирования.

- Какие услуги вы оказываете слушателям, обучающимся в формате part-time? Отличаются ли они от тех, что вы предоставляете слушателям full-time?

- Слушатели вечерних программ имеют доступ к нашим онлайн-ресурсам, тренинговым занятиям и объявлениям по вакансиям и поиску работы. Они не имеют возможности принимать участие в занятиях, которые проходят днем, поэтому я стараюсь подгонять расписание с учетом этого фактора. Несколько раз в год я прихожу к ним на занятия и предлагаю им индивидуальную помощь.

- Предусмотрены ли у вас особенные виды работы с иностранными студентами?

- Еще до начала занятий мы стараемся познакомить иностранных студентов с канадским бизнесом и разъяснить им имеющиеся культурные различия. Мы едем с ними в самое сердце финансового центра Торонто, проводим для них экскурсию и предлагаем поговорить с потенциальными работодателями. Для всех слушателей предусмотрены специальные международные и межкультурные тренинги. В этом году я дважды ездила в Китай. Очень важно знать больше о культуре страны, из которой к нам приезжают слушатели. Так мне проще помогать им решать возникающие проблемы.

- В последнее время к вам приезжают больше слушателей из Китая, нет так ли?

- Да, в течение последних двух лет их число росло. Но в этом году количество заявлений из Китая значительно снизилось.

- Ваши кандидаты сталкиваются с проблемами оформления виз?

- По сравнению с США получить визу не так сложно. Многие наши слушатели приезжают из других стран с намерением остаться в стране и получают разрешение на проживание еще до окончания программы, что позволяет им быть более конкурентоспособными на рынке труда. Но тем, кто раньше никогда не работал в Северной Америке, работу найти сложнее.

- Вы упомянули, что хотели бы видеть на кампусе больше рекрутеров специалистов по маркетингу. Есть ли у вас план для реализации этой цели?

- В этом году мы взяли на работу специалиста по развитию бизнеса, который должен разработать стратегию и проводить активный поиск компаний, которым требуются специалисты по маркетингу.

- Есть ли у вас специальные льготы для рекрутеров?

- В отношении наших рекрутеров мы успешно реализуем систему обслуживания клиентов начиная с первого звонка до момента окончания собеседований. Они знают, что со своей стороны школа прилагает все возможные усилия для того, чтобы их работа была проще и эффективнее. У нас есть менеджеры по работе с клиентами. Каждый рекрутер работает на кампусе с одним человеком, который помогает ему в решении возникающих у него вопросов.

- Общаясь с рекрутерами, каким образом вы выделяете своих слушателей из числа студентов других бизнес-школ?

- Наша школа строит свою репутацию на интегрированном мышлении. Наши слушатели способны в процессе принятия решений охватить проблему целиком. Последние два года наши студенты принимают участие в деловых играх. Каждая компания, в отношении которой принимаются решения стратегического значения, имеет реальный совет директоров, перед которыми слушатели проводят презентацию своих идей. Они сильно переживают, но это помогает им в дальнейшем успешно продать себя на рынке. Кроме того, Торонто - многонациональный город, а многие наши студенты говорят на нескольких языках, это дает им дополнительные преимущества.

Комментарии Фейсбук Вконтакте