Новые критерии приема на программы MBA

Дата публикации 17.07.2009

Для того, кто собирается поступать в бизнес-школу, уже пришло самое время задуматься о поиске работы после ее окончания. Учитывая, что работодатели становятся все более разборчивыми в отборе кандидатов, представители приемных комиссий учебных заведений пытаются понять, смогут ли будущие студенты превратить полученное в школе образование в работу после выпуска. Это значит, что, помимо всего остального, они интересуются, насколько хорошо у кандидатов составлены планы собственного карьерного развития, умеют ли они эффективно проходить собеседования и писать блестящие резюме. И если представители приемных комиссий и раньше приветствовали эти навыки, то сейчас – по мере того как ухудшается ситуация на рынке труда – они начинают требовать их наличия.

Признание того факта, что на первое место при поступлении в бизнес-школу выходят перспективы трудоустройства, ставит под сомнение показатели, традиционно использовавшиеся для отбора лучших кандидатов: результаты тестов, оценки с места предыдущей учебы, профессиональные достижения, коммуникативные навыки и перспективы роста. «Это то, о чем постоянно говорят работодатели, – отмечает Джеймс Клейтон (James Clayton), директор центра развития карьеры в бизнес-школе W. P. Carey Университета Аризоны ( Arizona State University's W. P. Carey School of Business), где он также часто принимает участие в работе приемной комиссии. В последние несколько лет в бизнес-школах развивалось активное взаимодействие между представителями карьерных служб и приемных комиссий, что привело к тому, что нередко в приемной комиссии можно встретить представителя подразделения, ответственного за помощь выпускникам в поиске работы, который задает вопросы на интервью и оценивает анкеты абитуриентов.

Однако совместная работа приемных комиссий и карьерных служб не всегда проходит гладко. Джеф МакНиш (Jeff McNish), директор приемной комиссии на программах MBA бизнес-школы Broad Университета Мичигана ( Michigan State University's Broad Graduate School of Management), рассказывает, что нередко приходится делать выбор между ожидаемым решением приемной комиссии (например, основанном на высоких академических показателях, таких как средний балл на предыдущем месте учебы или впечатляющие результаты теста GMAT) и рекомендациями службы развития карьеры, базирующимися на длинном списке карьерных переходов и значительном опыте работы в прошлом. «Кандидатов с отличными результатами GMAT и, тем не менее, плохими перспективами трудоустройства, у нас не меньше, чем тех, кто сдал GMAT намного хуже, однако интересен работодателям. Так что все в итоге сводится к вопросу баланса», – объясняет он.

Профессиональная квалификация

На многих программах, отмечает Джеф МакНиш, акценты смещаются в сторону профессиональной квалификации. Высокие ожидания относительно карьерных перспектив могут не в лучшую сторону сказаться на приеме в бизнес-школы кандидатов, которые не смогут во вступительных эссе четко описать то, как они планируют развивать карьеру после выпуска из учебного заведения. В невыгодной позиции сегодня оказываются и те абитуриенты, которые идут в бизнес-школу, чтобы сменить профиль деятельности, не имея никакого опыта работы в интересующей их области знаний. В такое же положение попадают и кандидаты молодого возраста, так как в ряде школ одним их основных критериев приема на программу считается стаж, рассказывает Рэнделл Сойер (Randall Sawyer), председатель приемной комиссии и директор по вопросам финансовой помощи в бизнес-школе Джонсон Корнельского университета (Cornell University's Johnson Graduate School of Management).

Большинство студентов, когда пишут вступительные эссе и прикладывают к заявлению резюме, даже не подозревают о том, что во многих бизнес-школах их документы будут оцениваться сотрудниками службы развития карьеры. Тем не менее, учебные заведения называют множество причин делать это. «Бизнес-школы стараются сбалансировать состав слушателей, чтобы сохранить свои позиции на образовательном рынке, – говорит Стейси Блекман ( Stacy Blackman), президент компании  Stacy Blackman Consulting и консультант по вопросам поступления на программы MBA. На таких показателях, как успешное трудоустройство выпускников  и начальная заработная плата, сегодня строятся многие рейтинги бизнес-школ. «Возможность найти работу всегда была важным показателем, – отмечает Стейси. – Однако этот фактор приобрел особенную значимость в последнее время».

Для Джона Ройдера (John Roeder), председателя приемной комиссии школы менеджмента Оуен Университета Вандербильда (anderbilt University's Owen Graduate School of Management), зачисление в школу кандидатов, которые успешно трудоустроятся, «на самом деле вопрос удовлетворенности клиента». «Самое плохое, что мы можем сделать, – отметил Ройдер в майском интервью журналу BusinessWeek, – это принять на учебу человека, который после ее окончания не сможет найти работу своей мечты. Чтобы этого избежать, администрация учебного заведения около полутора лет назад включила в приемную комиссию директора центра развития карьеры (в целом же приемная комиссия тесно взаимодействовала с центром на протяжении последних четырех лет. Участие представителя карьерной службы в отборе кандидатов, отмечает Джон Ройдер, помогает лучше понять, какие именно качества слушателей необходимы работодателям, что позволяет уже два года выпускать очень сильные классы.

Аналогичная ситуация – и в бизнес-школе Броад Мичиганского госуниверситета (Michigan State's Broad School), где директор карьерного центра работает в составе приемной комиссии. Как и в ряде других учебных заведений, председатель приемной комиссии и директор карьерной службы имеют одинаковый статус и подчиняются одному и тому же руководителю. По оценкам МакНиша, сотрудничество между этими двумя подразделениями будет только укрепляться в ближайшем будущем. Возможно, многие учебные заведения повторят опыт школы Смита при Университете Мериленда (Maryland's Smith School of Business), где представители центра по трудоустройству выпускников просматривают каждый абзац в пакете документов, который подается абитуриентами при поступлении в школу. «Скорость, с которой эта тенденция будет распространяться, полностью зависит от состояния экономики», – заключает МакНиш.

Важность обратной связи

Многие представители учебных заведений утверждают, что начало сотрудничеству приемных комиссий и карьерных служб было положено не финансовыми кризисом и последовавшим за ним падением рынка труда. Часть бизнес-школ стали реализовывать данный тип взаимодействия более пяти лет назад. Тогда же Совет по приему в бизнес-школы (Graduate Management Admission Committee, GMAC), являющийся администратором теста GMAT, начал проводить конференции, на которых активно обсуждалось необходимость подобной работы. «Сегодня особенно важно, что взаимодействие между этими подразделениями оказалось эффективным, – отмечает Сюзан Мотз (Susan Motz), вице-президент Совета. – Однако я уверена, что оно немаловажно и при любом другом состоянии рынка».

Без подобного взаимодействия, отмечают защитники данной инициативны, сотрудники приемной комиссии не смогли бы понять, насколько нужны работодателям те люди, которых они приняли на учебу. Отсутствие подобной связки в итоге привело к тому, что сотрудники приемной комиссии начали бы обвинять карьерные службы за то, что те не нашли работы выпускникам, а службы развития карьеры – приемные комиссии за то, что приняли на учебу слушателей, не готовых к выходу на рынок труда. «Участие представителей карьерных центров в оценке документов абитуриентов – это бесценный вклад в работу приемной комиссии, – уверен Роедер из Вандербильдского университета. – Проводить прием студентов без этого? По мне – немыслимо».

Тем не менее, у данного подхода есть и свои противники. Рич Лемсайдер (Rich Leimsider), директор центра бизнес-образования Института Аспен ( Aspen Institute), утверждает, что слишком большое внимание к вопросам трудоустройства и заработной платы – это всего лишь часть общего тренда, которому поддаются бизнес-школы, откладывающие достижения глобальных целей в угоду быстрым результатам в краткосрочной перспективе. «Вряд ли кто-нибудь в медицинских вузах скажет, что их студентов больше всего воодушевляет перспектива получить как можно больше денежных преимуществ, – отмечает Лемсайдер. – Я надеюсь, что в бизнес-школах будет так же».

С точки зрения абитуриентов «двойная проверка» пакета документов может показаться определенным усложнением в и так запутанном процессе поступления на программу MBA. Однако она может дать и дополнительные возможности. Блекман уверена: «Ваши резюме, результаты собеседования, рекомендации – все это может работать на вас». Блекман советует добавлять в резюме информацию, которую в прочих случаях вы бы не указали при поступлении на программу обучения, – например знание программных продуктов в какой-либо одной специфической профессиональной области. «В другой экономической ситуации я бы порекомендовал не слишком заострять внимание на подобных знаниях, – объясняет Блекман. – Однако сейчас, когда ресурсов на обучение персонала у работодателей намного меньше, благодаря такой строчке в резюме вы будете выглядеть в их глазах хорошо подготовленным кандидатом, который сразу же включится в работу». К собеседованию в бизнес-школу следует подходить точно так же, как и к интервью с работодателем, начиная от общего настроения и заканчивая формой одежды. «Рекомендации также должны еще раз подчеркивать, что вы – востребованный на рынке труда специалист», – заключает Блекман.

Убедительный план развития карьеры

Эссе – еще один важный пункт в общем пакете аппликационных документов, в котором будущие студенты могут показать свою готовность для выхода на рынок труда. Убедительным будет выглядеть тот план развития карьеры, в котором абитуриенты смогут описать, как используют знания и связи, полученные за время обучения на программе MBA, для дальнейшего развития. «На каждого абитуриента, которого мы можем принять в школу, приходится 8–10 других, которым мы не можем сделать подобного предложения», – рассказывает Питер Джонсон (Peter Johnson), директор по приему на программы MBA бизнес-школы Хаас Университета Калифорнии в Беркли (UC Berkeley's Haas School of Business). – Таким образом, мы ищем людей, которые смогут получить максимум всего, что может дать им программа MBA». Джонсон и члены его команды ищут кандидатов с четким представлением о своем профессиональном будущем и том, как именно в него вписывается обучение в школе Хаас. Питер Джонсон продолжает: «Если кому-то нужна программа МВА, чтобы понять себя, то сейчас это не лучший способ использовать те возможности, которые она предлагает».

Тем не менее, не нужно быть слишком настойчивым в попытке продать свою востребованность на рынке труда бизнес-школе. Сара Неер (Sara Neher), председатель приемной комиссии в школе Дарден Университета Вирджинии (University of Virginia's Darden School of Business), рассказывает, что особенно внимательно приглядывается к кандидатам, которые собираются работать в благополучных на сегодняшний день отраслях, таких, например, как здравоохранение. Она уверена, что всегда хорошо видно, действительно ли абитуриент предан своему делу или просто хочет воспользоваться подвернувшейся возможностью. «Если отрасль действительно интересует потенциального студента, то у него есть убедительные причины для этого и, как правило, опыт волонтерской работы в ней. «Если же доводы  звучат недостаточно хорошо для меня, то работодателю они вряд ли покажутся более убедительными», – заключает Неер.

Поступающим на программы MBA будет полезно осознать, что большинство учебных заведений  сегодня опираются на рекомендации службы развития карьеры. Те бизнес-школы, в которых приемные комиссии выбирают студентов в одиночку, можно посчитать по пальцам. «Давайте я объясню, – говорит Мотз из Совета GMAC. – Вряд ли найдется хоть одно учебное заведение, которое станет утверждать, что между его приемной комиссией и центром развития карьеры нет какого-либо рода партнерских отношений». И сегодня представление о том, что решение о приеме студентов будет приниматься только приемной комиссией, как это было раньше, без всякой связи с перспективами конкретного студента получить хорошую работу в будущем, очень маловероятно. «Я думаю, что это не вопрос для обсуждения, – заключает Мотз, – так теперь будет всегда».

Комментарии Фейсбук Вконтакте