Тестируем выпускные экзамены

Дата публикации

Бизнес-школы могут различаться не только используемыми методиками и содержанием обучения, но и подходом к выставлению баллов за прохождение учебных курсов.

Чем ближе к своему завершению подходит ваша программа МВА, тем активнее вы поглощаете черный кофе, работая по ночам, в надежде закончить ее с финальным баллом "А". А может быть, даже с отличием. Стоят ли этого ваши усилия? Или работодателям достаточно знать, что у вас просто имеется степень МВА? Не каждая школа оценивает учебу своих участников программ бизнес-образования в баллах. Многие стараются  отойти от традиционных финальных экзаменов.

Manchester Business School, к примеру, практикует выставление текущих оценок участникам своих программ по ходу прохождения ими обучения и после презентаций учебных проектов. Гари Дэвис (Gary Davies), профессор курса корпоративной репутации, говорит: "Некоторым очень нравится заниматься зубрежкой, а также сдавать письменные экзамены, но вопрос в том, является ли такой подход обоснованным для хорошего менеджера. Работодатели ценят сотрудников, которые способны решать проблемы в ситуациях реального бизнеса и работать в команде". 

Стивен Ролингз (Stephen Rawlings), консультант по развитию и работе с участниками программ МВА в Lancaster University Management School (LUMS), считает, что экзамены вообще не соответствуют нуждам и требованиям бизнес-образования. "С помощью программ МВА вы расширяете ваши знания и применяете эти знания на практике", - говорит он.

Henley Management College все еще проводит финальные экзамены в конце трех семестров своих программы МВА. Кто их оценивает и насколько эти оценки объективны? Линн Стоун (Lynn Stone), директор по развитию, недавний выпускник МВА, говорит: "Оценку работ проводят представители других бизнес-школ, затем их просматривают два приглашенных председателя экзаменационной комиссии. Все работы, не набравшие минимальный балл, возвращаются внутренним экзаменаторам. Часто работы, вызывающие сомнения, проверяют три представителя комиссии". 

Даже в тех бизнес-школах, где приняли систему текущих оценок, большая нагрузка часто является причиной стресса. Джероен де Вааль (Jeroen de Waal), менеджер по  маркетингу компании American Express, считает, что методы выставления оценок в испанской IESE Business School, University of Navarra, могут привести к возникновению напряженных ситуаций. "Поскольку оценки выставляет профессор и основным критерием является ваше участие в классной дискуссии, то получается, что во время занятия вы напрямую конкурируете с другими участниками программы".

Кристофер Дэниэл (Christopher Daniel) из Германии заметил, что его соотечественники, обучающиеся с ним по программе МВА Bath School of Management, в наименьшей степени подвержены стрессу, связанному с экзаменами. "Жители Британии и другие студенты переживают достаточно сильный стресс, но мы выросли в культуре, где экзамены являются неотъемлемой частью учебного процесса, поэтому мы привыкли к таким ситуациям", - объясняет он.

В бизнес-школе LUMS обучаются 22 студента из Китая. Выпускник Зю Фэй (Xu Fei) говорит: "Курс действительно очень интенсивный, а студентам из-за рубежа приходится еще справляться с языковыми трудностями и стараться понять иностранные подходы к решению проблем бизнеса ".

Дополнительное давления и новые обязательства появляются у тех участников программ МВА, которые становятся родителями. Дэнис Друин (Denis Drouin), студент французской Audencia School of Management, ставший недавно отцом, говорит: "Средний возраст участников нашей программы - 32 года. Многие уже женаты. Семья, конечно же, заставляет ответственнее относиться ко времени, отведенному на учебу, но одновременно дает нам более широкий взгляд на вещи и спасает нас от того, чтобы учеба и работа превратилась в навязчивую идею".

"Наша жизнь полна экзаменов, - говорит P. Y. Gerbeau, исполнительный директор компании X-Leisure. - Каждый раз, когда я еду в Сити с квартальным отчетом, я прохожу экзамен. Если вы не последний идиот, то, усердно работая, вы обязательно получите хорошие отметки".

А как поступить с теми, кто не может справиться с учебной нагрузкой? Линн Стоун говорит, что в Henley, к примеру, существует жесткая политика: "Если кто-то провалил экзамен или зачет, ему дается второй шанс пересдать его. Но второй провал означает конец пьесы, занавес".

Тем, кто не сдает экзамен в Bath, говорит директор дневного обучения Пэгги ван Лин (Peggy van Luyn), советуют покинуть университет, но у них есть право на пересмотр результатов.

"Имеют ли значение результаты финальных экзаменов? Во время обучения - да , - говорит Стефан Борсё (Stephan Bourcieu), директор программ МВА в Audencia. - Баллы, которые получает участник программы, помогают ему увидеть и оценить собственные способности в менеджменте, а ведь ему понадобится целый набор компетенций, для того чтобы представить их своим будущим работодателям".

Участник программы МВА бизнес-школы Bath Кристофер Дэниэл считает, что такое количество схем выставления оценок может ввести работодателей в заблуждение. Зю Фэй добавляет, что его китайский босс посчитал, что результат 68% - "так себе".

P. Y. Gerbeau, выпускник Sciences Po парижского Institut d’Etudes Politiques и член совета London Business School, говорит: "Как академический работник и работодатель, я бы, в первую очередь, смотрел на то, в каком учебном заведении степень МВА была присвоена. Тем не мене, хорошие оценки - это существенный плюс, который может очень пригодиться".

По финальным результатам он разделил первое место со своим сокурсником. После этого его наняли для того, чтобы он провел работу по спасению лондонского Купола тысячелетия (Millennium Dome). Что же случилось с его соперником? "Я был так зол на него, что нанял его своим финансовым директором в компанию X-Leisure", - говорит он.

 


Комментарии Фейсбук Вконтакте