Андрей Волков о тенденциях развития и перспективах обучения в Московской школе управления СКОЛКОВО

Дата публикации

О тенденциях в сфере бизнес-образования

Говоря о рынке бизнес-образования, я имею в виду международный рынок, поскольку с запуском первых программ школа СКОЛКОВО сразу же оказалась на международном рынке. В том числе и по составу преподавателей. В бизнес-образовании нельзя говорить о московском или российском рынке преподавателей, поскольку он принципиально глобален.

В сфере бизнес-образования существуют две контртенденции. С одной стороны, классическая функциональная модель бизнес-образования как определенный набор предметов постепенно уходит в прошлое. Она все еще самая массовая, но приоритеты сместились в сторону систематической подготовки и целостного взгляда на вещи. В английском языке для этого используется термин comprehensive. Есть и другая точка зрения, согласно которой бизнес-образование все более специализируется, однако для нас интерес представляет именно тенденция целостного видения, предпринимательского взгляда на бизнес. На кризис функциональной модели указывают глубокие реформы, которые мы можем наблюдать последние годы в ведущих школах, включая Yale, Stanford и многие другие.

Другая долгосрочная тенденция, которую мы наблюдаем уже довольно долго, но которая будет актуальна еще по крайней мере лет 20, касается реальной, в отличие от номинальной, глобализации. В то же время создание по-настоящему мультикультурной и мультиязычной среды даже для ведущих школ бизнеса является непростой задачей. В первую очередь потому, что аспект кросскультурности должен присутствовать во всех процессах, будь то привносимые слушателями идеологические взгляды или проводимые профессорами исследования. В то же время глобализация является реалией современного бизнеса, и это диктует свои требования. К примеру, не так-то просто одновременно управлять одним заводом в Китае и другим в ЮАР, имея штаб-квартиру в Лондоне. Для российского бизнеса, ежегодно удваивающего приобретаемые за рубежом активы, это особенно актуально. Начинают меняться и технологические модели преподавания. Этот процесс также оформился достаточно давно, ведь минимальный шаг для изменений в сфере образования составляет 20-25 лет, в то время как для бизнеса процесс полной смены системы управления может уложиться в 3 года. Классическая модель с лекционно-семинарскими занятиями и разбором кейсов постепенно переходит в то что называется experiential learning. В этом случае "боевой опыт" приобретается непосредственно в ходе обучения. Ведущие бизнес-школы уже сформулировали концепцию того, что образование и есть реальная жизнь, ничуть не уступающая по степени сложности и интенсивности практической работе в бизнесе.

О развитии школы.

В январе 2009 года мы запускаем Executive MBA, свою первую дипломную программу. Она будет проводиться на английском языке и предназначена для людей с большим опытом работы. Модульный формат, единственно возможный для программы, позволяет нам привлечь для участия в программе лучших представителей сферы бизнес-образования, и на сегодняшний день мы уже собрали пул преподавателей, состоящий из звезд мирового уровня. В сентябре 2009 года мы запускаем программу МВА, наш самый амбициозный образовательный продукт. В то время как наша программа EMBA будет в целом традиционна и аналогична программам, предлагаемым, скажем, в Wharton, LBS или INSEAD, то программа МВА будет кардинально отличаться от других программ в их привычном понимании. При этом важнейшей целью для нас является реализация созданной концепции и намеченных задач, по отношению к чему занимаемое в итоге школой место в мировых рейтингах является вторичной целью.

Советы по выбору программы

Человек, принявший решение о поступлении, должен честно ответить себе, зачем ему это нужно. Это очень серьезный вопрос, ведь многие люди склонны мистифицировать себя, и зачастую им бывает проще заплатить деньги и начать обучение, только после чего у них формируется понимание истинных целей этого процесса. Если главной движущей силой человека в процессе поступления является получение знаний и развитие, а не получение "корочки", то следующий вопрос, который он себе должен задать, касается содержания получаемых знаний. Если цель – специализироваться, то нужно искать соответствующую отраслевую программу. Если же главная цель состоит в получении дженералистского образования, именно ради чего, с моей точки зрения, и стоит идти в бизнес-образование, то стоит решить для себя, где вы планируете развивать свой бизнес.В любом случае, МВА предполагает серьезные финансовые и, главное, временные затраты, в связи с чем я рекомендовал бы кандидатам приложить усилия и провести предварительную аналитическую работу по имеющимся на рынке предложениям.

 

 


Комментарии Фейсбук Вконтакте