Положительные тенденции

Дата публикации

После четырех лет сомнений и отчаяния, когда рекрутеры стали намного реже ездить по бизнес-школам в поисках талантливых выпускников, а число желающих поступать на программы МВА постоянно сокращалось, система, наконец, вошла в период возрождения. Оптимисты уверены, что тенденция роста имеет долгосрочную природу.
Эту точку зрения подтверждают два главных индикатора ситуации на рынке бизнес-образования: число рекрутеров, желающих взять на работу выпускников МВА, и количество желающих поступить в бизнес-школу.
В первом случае о благоприятном положении дел говорит рост зарплат выпускников 2005 года и количество рекрутеров, посещающих кампусы ведущих бизнес-школ. Так, в банковской отрасли Goldman Sachs повысил в этом году базовую зарплату для выпускников МВА на $10 тыс. Таким образом, ее уровень достиг отметки в $95 тыс. По словам Жаклин Уилбур (Jacqueline Wilbur), директора по развитию карьеры слушателей MIT, это первое повышение базовой ставки по зарплате в Goldman Sachs с 1996 года.
Крупнейшие консалтинговые компании также повысили зарплаты для своих новых сотрудников в среднем на $5 тыс. Компании высоких технологий также сделали в этом году больший упор на зарплаты, а не опционы, как ранее. ''В MIT базовая зарплата выпускников МВА превысила $100 тыс.'', – говорит Уилбур. В нью-йоркской школе Columbia та же ситуация. По словам декана Глена Хаббарда (Glenn Hubbard), в прошлом году многие слушатели программ МВА получили по три и более предложений о работе. ''Мероприятия по рекрутингу на кампусе велись активнее, чем даже в конце 1990-х'', – добавляет он.
Благодаря своему расположению неподалеку от Wall Street, слушатели Columbia получили множество предложений о работе от представителей банковской и финансовой сферы. Профессор Хаббард замечает, что компании Wall Street сегодня определенно испытывают нехватку талантливых сотрудников.
Статистика по трудоустройству, представленная в рейтингах Financial Times Global MBA 2006, подтверждает все эти заявления. В 2002 году, например, 12% выпускников из 10 ведущих американских бизнес-школ через три месяца после получения диплома все еще оставались без единого предложения о работе. В этом году аналогичный показатель составляет лишь 8%.
В школах, расположившихся в рейтинге на более низких позициях, изменения еще заметнее. В Cornell, к примеру, в 2002 году в течение трех месяцев после окончания учебы работу нашли лишь 74% выпускников. В Anderson – 73%. В этом году показатели по трудоустройству в обеих школах составили, соответственно, 88 и 94%.
Что касается числа заявлений, полученных бизнес-школами от желающих получить степень МВАЮ, то ситуация здесь несколько иная. В своих отчетах большинство школ указали о снижении количества аппликантов. В некоторых случаях падение составляет 30%. В Великобритании, например, с подобной ситуацией столкнулись почти все школы, за исключением Saïd school при Oxford University. Однако, судя по текущей динамике поступающих заявлений, у представителей школ есть повод для оптимизма. По словам помощника декана школы Kellogg Бет Флай (Beth Flye), в американских школах ожидается устойчивый рост вплоть до 2010 года.
Подобная позиция имеет ряд оснований. По данным американского Бюро переписи (Census Bureau), в мире наблюдается рост числа молодых людей в возрасте от 25 до 29 лет – целевой аудитории МВА, с 510 млн в 2005 до 600 млн в 2015 году.
В Северной Америке число представителей этой возрастной категории увеличится за ближайшие 10 лет с 22 млн до 24,5 млн. В Европе, по статистике, эта тенденция будет иметь отрицательную динамику. Самый активный рост придется на страны Азии, где количество потенциальных слушателей программ МВА повысится с 290 млн в 2005 до 350 млн в 2015 году.
Это означает, что наибольший прирост населения в возрасте МВА произойдет в тех странах, где система бизнес-образования еще недостаточно развита, считает декан канадской школы Schulich Дежо Хорват (Dezsö Horváth). Поэтому, добавляет он, бизнес-школам необходимо стать в своем подходе более интернациональными, иначе они рискуют упустить лучших студентов. ''Программы МВА будут становиться все более транснациональными, – говорит он. – Они станут все больше походить на корпорации. Это подразумевает развитие партнерских и совместных программ''.
Многие американские бизнес-школы уже воплощают в жизнь подобные стратегии. К примеру, школа Smith при University of Maryland открыла свою первую зарубежную программу в 2001 году в Китае. Сегодня Smith ведет свои программы на четырех континентах: в Северной Америке (Вашингтон), в Европе (Цюрих), в Азии (Пекин и Шанхай) и в Африке (Тунис).
''Сегодня нельзя быть бизнес-школой мирового класса без участия в международных проектах'', – говорит Скотт Кервер (Scott Koerwer), помощник декана школы Smith. – Все учебные заведения, игнорирующие это правило, обречены на провал''.
С этой мыслью согласны все больше аппликантов. И хотя 98% американцев все еще хотят учиться на родине, европейские школы все чаще получают заявления от граждан США. По данным GMAC (Graduate Management Admissions Council), в 2000 году 2305 американцев отослали свои результаты GMAT в школы Европы. В 2005 году их стало уже 3701, то есть рост составил 62%.
Американцы и раньше с большой охотой поступали в такие крупнейшие европейские школы, как INSEAD и London Business School, но сегодня о росте числа слушателей из Америки заявляет, к примеру, парижская HEC. ''Сейчас на нашей программе МВА американцев больше, чем французов, – рассказывает Валери Готье (Valérie Gauthier), помощник декана программ MBA школы HEC. – Чаще всего это те, кто учился и в американских, и в европейских заведениях. Таким образом, они предпочли европейскую систему, потому что она лучше отвечает их потребностям''.
Хотя жители США все чаще отдают предпочтение европейским бизнес-школам, руководству этих заведений предстоит много работать, чтобы привлечь на свои кампусы американских рекрутеров. ''В Европе для них существуют огромные возможности, – уверен будущий декан INSEAD Франк Браун (Frank Brown). – Представители американских корпораций очень удивляются, когда я рассказываю им об INSEAD. Они, например, часто не подозревают, что профиль слушателей этой школы настолько разнообразен с глобальной точки зрения''.
По мнению Брауна, европейская модель МВА, предполагающая обучение в течение одного года, будет привлекать все больше американских компаний. Даже в США многие бизнес-школы отказались от двухгодичных программ, сократив сроки обучения до 12 месяцев. Декан школы Ivey Кэрол Стивенсон (Carol Stephenson) уверена, что переход к одногодичной программе даст школе несомненное конкурентное преимущество. Она считает, что будущее – за этой моделью, поскольку цена упущенных возможностей при обучении на двухгодичной программе оказывается слишком высокой.
Аргентинская школа IAE сократила свою программу с 16 до 12 месяцев, повысив число аппликантов, в том числе из других стран. По мнению декана IAE Фернандо Фрагуейро (Fernando Fragueiro), восприятие МВА в корпоративном мире сегодня переживает период трансформаций. ''Сегодня МВА рассматривают как первый шаг в карьере, – говорит он. – После чего компании предлагают своим менеджерам различные способы для дальнейшего развития''.
Декан американской школы Rady Роберт Салливан (Robert Sullivan) уверен, что всеобщий переход к одногодичной системе МВА – вопрос времени. По его словам, даже ведущим школам мира придется рано или поздно последовать этой тенденции.



Комментарии Фейсбук Вконтакте