Академическая тайна

Дата публикации

Прежде чем подавать заявление в одну из ведущих бизнес-школ, подумайте о том, умеете ли вы хранить секреты. Потому что в некоторых школах это является обязательным требованием для слушателей МВА. Студенты не должны разглашать засекреченную информацию, даже если от этого зависит, предложат ли им работу или нет. Самое главное, что в подавляющем большинстве случаев засекреченная информация является предметом гордости ее носителя. Речь идет об академических оценках.

В четырех из десяти лучших бизнес-школ США, включая Harvard, Stanford и Chicago, слушателям и преподавателям категорически запрещается раскрывать информацию об оценках рекрутерам. Это делается для того, чтобы исключить этот фактор конкуренции. Кроме того, слушатели не должны бояться записываться на сложные учебные курсы. Критики же считают, что это правило лишь мешает слушателям усвоить один из главных уроков МВА, связанный с подотчетностью результатов и оценкой эффективности. 

Сегодня споры по поводу подобных запретов ведутся на университетских кампусах по всей территории США. Самые жаркие дебаты разгорелись в школе Wharton при Pennsylvania, где администрация отклонила коллективное требование об отмене этого правила. Более того, было принято решение выделять 25% лучших слушателей в каждом классе. Поскольку эта информация будет доступной для рекрутеров, все остальные в их глазах автоматически попадают в разряд аутсайдеров. По словам вице-декана Wharton Анджани Джаина (Anjani Jain), неразглашение показателей успеваемости слушателей оказывает на них демотивирующее воздействие: профессора жалуются на низкие результаты и слабую вовлеченность слушателей в учебный процесс.

Ситуация сложилась действительно спорная. На общих курсах, пишет Джаин, студенты программ додипломного образования обходят слушателей МВА, демонстрируя все лучшие результаты, причем отрыв становится все заметнее. По данным опросов, за последние четыре года слушатели стали тратить на подготовку к занятиям на 22% меньше времени.

Некоторые из ведущих профессоров Wharton вообще отказались вести занятия для слушателей МВА. Остальные же, по словам Джаина, вводят для своих студентов все более жесткие правила. Например, запрещают опоздания, разговоры во время лекций и мобильные телефоны. На некоторых курсах, как в Harvard Business School, ведется учет посещаемости занятий или проводятся еженедельные проверочные работы. Это стимулирует посещаемость. "Чтобы управлять потоком автомобилей, нужны светофоры", - говорит профессор статистики Wharton Эдвард И. Джордж (Edward I. George).

Но профессора – не единственные, кто недоволен существующими порядками. По утверждениям рекрутеров, запрет на получение информации об академической успеваемости кандидатов вынуждает их предлагать своим собеседникам решать во время интервью математические и логические задачи. Все чаще рекрутеры используют технику проведения кейсовых интервью, когда кандидатам приходится на месте решить комплексную бизнес-задачу.

Специалист по международному подбору компании Bain&Co. Эндрю Швидел (Andrew Schwedel) говорит, что из-за отсутствия информации по оценкам ему приходится во всех подробностях расспрашивать своих кандидатов об их опыте работы в команде, об учебных курсах по выбору, о полученных в ходе обучения навыках и т.д. Все это делается для того, чтобы как можно объективнее оценить потенциал кандидата.

В Tuck School of Business при Dartmouth College оценки не являются секретной информацией. По мнению руководителя службы по развитию карьеры этой школы Ричарда Макнолти (Richard McNulty), неразглашение данных академической успеваемости не только ставит лучших студентов в невыгодное положение, но и может привести к тому, что рекрутеры предпочтут ездить в другие школы. "Не думаю, что отмена оценок может привести к чему бы то ни было кроме создания дополнительных сложностей для рекрутеров. И слушатели должны это понимать", - добавляет он.

На многих программах МВА, в том числе в занимающей первую строчку рейтингов BusinessWeek школе Kellogg, слушатели добились разрешения на разглашение своих академических показателей, потому что посчитали, что запрет может негативно отразиться на ценности их дипломов.

В школе Simon при University of Rochester хотят пойти еще дальше. Если инициатива получит одобрение руководства, то для рекрутеров доступными станут даже оценки индивидуальной работы над проектом каждого из слушателей программы. Это важный индикатор, свидетельствующий о том, насколько успешно кандидат может работать в команде и как его партнеры оценивают его собственный вклад. Декан школы Марк Зупан (Mark Zupan) говорит: "Бизнес очень часто требует от человека умения работать в команде, поэтому информация о динамике командных проектов имеет по-настоящему высокую ценность".

Впервые правила о неразглашении оценок слушателей программ МВА появились в эпоху интернет-бума конца 1990-х, когда у каждого из студентов было по пять-шесть предложений о работе с высокой зарплатой, щедрыми льготами и бонусами. В те времена оценки не имели значения, все выпускники МВА получали прекрасную работу вне зависимости от того, имеют они диплом с отличием или их результаты были худшими в классе.

Времена меняются, но принятые законы вряд ли отменят в ближайшее время, потому что сами слушатели этого не хотят. Неразглашение оценок, говорят будущие специалисты МВА, имеет серьезную педагогическую составляющую, поскольку позволяет посещать сложные курсы по выбору. Учащиеся бизнес-школ могут посещать занятия вроде "Оценки активов" или "Продвинутой микроэкономики" без боязни потерять в перспективе возможность найти хорошую работу. Тем же целям служит и система "зачет/незачет", при которой слушатели могут посещать некоторые курсы, не опасаясь за свой средний балл. "Это позволяет слушателям изучать имеющиеся возможности", - говорит Кристофер Моррис (Christopher Morris), директор по управлению карьерой в школе Wharton.

Неразглашение оценок способствует развитию культуры сотрудничества, считают сторонники этих правил. "Если бы информация об оценках не была секретной, это вызвало бы обострение конкуренции между слушателями", - говорит Серхан Секмен (Serhan Secmen), президент ассоциации выпускников школы Wharton. 

Для выпускников МВА, рассчитывающих добраться к вершинам корпоративного управления, существующее положение дел может быть только на руку. Вряд ли сами слушатели выступят инициаторами отмены неразглашения оценок. Тем не менее все громче слышны голоса тех, кто предпочел бы сделать академические показатели достоянием общественности, нравится это самим слушателям или нет.  

 


Комментарии Фейсбук Вконтакте