Наиболее стратегичные бизнес-школы России

Дата публикации


Знакомясь с любым рейтингом, необходимо помнить о том, что это не портрет школы, не ее исчерпывающая характеристика, а определенный срез. Это нужно для того, чтобы за строками рейтингов не была потеряна уникальная культура каждого учебного заведения.
Кроме того, события последнего времени на рынке бизнес-образования России безусловно свидетельствуют о развитии. Верен ли вектор развития, развитие ли это в действительности, а не напрасная трата ресурсов — на эти и подобные вопросы в состоянии ответить разработанная Институтом экономических стратегий методология стратегической матрицы, логический алгоритм которой предполагает анализ качества целеполагания, ресурсной базы и эффективности системы в достижении результатов.
С 2005 г. данная модель с определенными модификациями используется для оценки стратегического потенциала различных областей экономической и социальной деятельности как за рубежом, так и в России. В зависимости от исследуемого объекта изменяется распределение баллов по блокам, и, следовательно, ключевые показатели, наполняющие узлы энниаграммы, а также их весовые меры. В результате адаптации методики к образовательным учреждениям было установлено, что оптимальное распределение баллов по трем блокам выглядит следующим образом: цели — 20 баллов; ресурсы — 40 баллов; реализация — 40 баллов.
Высшая школа бизнеса МГУ им. М.В. Ломоносова и Университет штата Джорджия в лице экономического факультета МГУ и бизнес колледжа Мэка Робинсона при Университете штата Джорджия заключили соглашение о партнерстве. В результате впервые в России представители бизнес-сообщества смогут обучаться по программе Executive MBA (EMBA). Данная программа является принципиально новой для России. В США она входит в десятку лучших программ бизнес-образования, а по версии журнала Business Week — в пятерку лучших. Улучшение показателей школы по узлам "Целеполагание", "Бизнес-среда", "Адаптация".
Также с 2009 г. в России стартует программа Full-Time MBA, которую предлагает бизнес-школа "Сколково". В определенном смысле это выход на новый уровень преподавания: от "мы все учились понемногу" к регулярному получению теоретических знаний и практических навыков. Руководство школы намерено отказаться от традиционной лекционно-семинарской системы, создав новое коммуникативное пространство. Школа "Сколково" намеренно дистанцируется от государства и ориентирована на то, чтобы конкурировать с ведущими мировыми школами бизнеса, по крайней мере в нише подготовки специалистов для работы на развивающихся рынках. Рост показателей школы по узлам "Выбор стратегии", "Адаптация", "Сети".
В перечне значимых событий года на российском рынке бизнес-образования отметилась и одна из наиболее известных бизнес-школ — МИРБИС. Ею было заключено соглашение о партнерстве с компанией Microsoft. В соответствии с соглашением с 2009 г. в школе будет организовано шесть мастер-классов по вопросам использования в управлении компаниями информационных систем Microsoft Dynamics. Повышение показателей компании по узлам "Ресурсы", "Адаптация", "Бизнес-среда".
Наконец, следует отметить закрытие специализированных программ Стокгольмской школой экономики, которая сосредоточилась исключительно на преподавании дисциплин в рамках курса МВА. Это вызвало определенное недоумение: специализированные программы СШЭ были уникальны и пользовались устойчивым спросом. Спад показателей компании по узлу "Выбор стратегии".
Подробнее о методике и процедуре составления рейтингов см. на сайте Института экономических стратегий, а также в брошюре "Методика оценки стратегического потенциала образовательных учреждений" (М.: Институт экономических стратегий, 2005).

Комментарии Фейсбук Вконтакте