Студент-профессионал

Дата публикации

Он говорит, что назначил встречу, потому что ему необходимо обсудить несколько важных моментов, имеющих отношение к дальнейшему развитию его карьеры. Ему немногим больше двадцати, и он прошел через все этапы, типичные для всех менеджеров его возраста: учеба в College du St. Esprit, затем трехгодичный курс и степень бакалавра коммерции в Великобритании, а потом еще четыре года работы в компании. "Я здесь для того, чтобы обсудить, действительно ли мне нужно продолжить обучение и получить степень МВА,  - говорит он. - У меня есть степень бакалавра, я работаю менеджером по маркетингу в известной компании в Port Louis, и я думаю, что впереди меня ждет много лет постепенного продвижения вверх по карьерной лестнице в этой компании." 
За последние пять лет я и другие сотрудники моей компании сталкивались с десятками подобных случаев. Вопрос всегда один и тот же: есть ли смысл в получении дальнейшего образования и каковы преимущества в том, что человек вновь становится студентом, уже будучи профессионалом? Часто бывает, что этот вопрос задают люди, которым уже за сорок. Они уже достигли высоких позиций в своей организации, но каким-то образом ощущают, что теряют полное восприятие и осознание того, что происходит во всем мире. Возьмем, к примеру, менеджера по имени Франсуаза, которая на днях задала мне такой вопрос: "Как мне быть в курсе последних достижений в моей сфере? Как я могу быть уверена, что меня не уволят, потому что я устарела как в плане техники, так и в отношении общих принципов управления?" Так или иначе, подобные страхи преследуют многих из нас, в какой бы стране мы ни жили. И эти страхи оправданны. Поскольку общество, в котором мы живем, становится все более продвинутым в плане образования и информации, мы будем сталкиваться с новыми для нас задачами во всех аспектах нашей жизни. Чтобы идти впереди происходящих изменений и выжить, мы должны продолжать учиться. Я часто повторяю, что учеба должна быть неотъемлемой частью нашей взрослой жизни. То понимание жизни, когда человек получает образование на начальных этапах своей жизни, а затем сорок лет работает, пока не придет время уходить на пенсию, уже давным-давно ушло в небытие. О нем вспоминают лишь как о всем известной птице додо. Теперь учеба - дело всей жизни.
Обучение на протяжении всей жизни человека - одна из основных задач, стоящих перед информационным обществом будущего. Многие из произошедших недавно событий подтверждают такую точку зрения:
1 - 1996 год был объявлен Европейским годом образования в течение всей жизни
2 - UNESCO включило "Образование в течение всей жизни" в список своих первоочередных задач
3 - Страны - участницы "большой восьмерки" определяют "Образование в течение всей жизни" как одну из основных стратегий в борьбе против безработицы
Несмотря на всеобщий интерес, проявляемый к этой проблеме, я полагаю, что необходимо рассмотреть ее последовательно и подробно. Обучение в течение жизни нельзя рассматривать изолированно, принимая во внимание лишь одну из сторон этого вопроса, например, получение диплома о высшем образовании или проблему переподготовки кадров. Для того чтобы добиться рассмотрения вопроса во всей его целостности, мы для начала должны развеять несколько мифов:
Миф №1 - "Обучение означает возвращение в школу, я слишком стар для этого". Пожалуй, это самое распространенное заблуждение. При обсуждении этой темы многие из моих родственников, друзей и коллег упрямо повторяют, чтобы учиться - нужно идти в школу. Не обязательно.  Большинство видов профессиональной деятельности стали настолько интенсивны в плане знаний, что обучение теперь их неотъемлемая составная часть. Важно то, чтобы оно было значимо и входило в контекст реальных проблем, с которыми мы сталкиваемся во время работы.
Миф №2 - "Со мной все в порядке - я достаточно квалифицирован как специалист". То, что у вас есть присвоенная когда-то профессиональная квалификация, какая бы востребованная или престижная она ни была, не гарантирует, что ситуация останется неизменной до конца вашей жизни. Исследование, проведенное в Harvard University, подтверждает предположение о том, что наш мир эволюционирует и меняется настолько быстро, что полученные сегодня знания будут оставаться актуальными и действенными лишь на протяжении ближайших трех лет. Следовательно, образование должно быть доступно, поскольку необходимость в обучении возникает постоянно. Если у вас возникают трудности, скажем, с эффективным распространением какого-либо продукта, у вас возникает потребность в получении дополнительных знаний и навыков, соответствующих возникшей проблеме. Решение - в получении этих знаний и навыков, что необходимо здесь и сейчас.
Миф №3 - "У меня есть опыт - больше мне не нужно". Некоторые из нас полагают, что, если мы так долго успешно справлялись с нашими рабочими обязанностями, мы делаем это лучше всех. Опять же из-за быстрых темпов изменений в современном мире опыт не может служить гарантией продвижения впереди этого развития и развития новых направлений. Коллективный интеллект - решающий фактор в этом вопросе. Мы можем черпать необходимые для нас знания из этого источника лишь посредством общения с другими людьми.
Миф №4 - "Учеба для тех, у кого есть мозги, - для интеллектуалов". Неверно. Только в США прием на работу по совместительству среди взрослого населения страны подскочил с 58 млн в 1991 году до 90 млн в 1999! Все, от обычных домохозяек до утонченных интеллектуалов, периодически чувствуют потребность в том, чтобы вновь окунуться в море знаний. Мы должны рассматривать образование как процесс, развивающий наш потенциал, а следовательно, как стремление, достойное похвалы.
Изменения в образе мышления коснулись всего мира. Нам следует формировать, строить, развивать общество, состоящее из стремящихся к обучению людей, в котором образование глубоко укоренилось в разнообразных культурах, семьях, сообществах и в нашей работе.

Комментарии Фейсбук Вконтакте