Бизнес-школы - стройсь!

Дата публикации

Директора учебных заведений всего мира ненавидят рейтинги. Излюбленное развлечение директоров — обвинять составителей рейтингов в субъективизме, неправильном выборе критериев для ранжирования, и на этом основании объявлять все рейтинги не заслуживающими внимания. Между тем эти таблицы могут оказаться просто незаменимыми при сравнении по какому-то определенному признаку нескольких учебных заведений. Сегодня мы публикуем сводный рейтинг ведущих бизнес-школ мира, который на основе самых свежих данных составил эксперт московской компании MBA Consult Вячеслав Давиденко.
Как известно, идеальных рейтингов не бывает. Все составители исходят из собственных представлений о том, что существенно для оценки текущего положения дел в том или ином учебном заведении. Однако нельзя отрицать того, что при подготовке рейтингов проделывается колоссальная работа по добыче и систематизации огромного объема объективной информации. Исходя из которой каждый может создать по принципу "сделай сам" оптимальный вариант сравнительной характеристики вузов.

Из чего был сделан этот рейтинг

Занимаясь профессиональным консалтингом по подготовке к поступлению в бизнес-школы, я выработал собственный подход к тому, как можно унифицировать информацию из разнообразных рейтингов бизнес-школ мира. Сделал я это самым простым, а потому самым правильным образом — обобщил ключевую информацию из трёх наиболее известных рейтингов, составляемых изданиями Business Week, US News & World Report и Financial Times. Итоговое место бизнес-школы определялось просто как среднее арифметическое ее оценок в указанных рейтингах.
Прежде чем представить получившийся результат, я напомню вам, что представляют собой его "родители". Самый "свежий" из них — рейтинг американского делового издания US News & World Report, вышедший в марте. Составители учитывают репутацию бизнес-школы (40% вклада в общий рейтинг), селективность (избирательность) процесса отбора будущих студентов (25%, соответственно), успешность устройства выпускников на работу (35%).
Следующий рейтинг, последняя версия которого была опубликована 25 января этого года, — из влиятельнейшей газеты Financial Times. Он интересен сразу по нескольким причинам. Во-первых, на сегодняшний день это единственное серьёзное сопоставление лучших школ Америки, Европы и Канады, которому меньше года. Во-вторых, он отличается фундаментальным подходом: составители проанализировали более десятка различных параметров, а также провели анкетирование выпускников бизнес-школ 1995 года, у которых было достаточно времени, чтобы оценить практическую пользу полученного образования.
Наконец, рейтинг известного журнала Business Week был опубликован в октябре 1998 года. Он базируется на данных опроса двух важнейших категорий потребителей предоставляемых бизнес-школами услуг — их студентов и работодателей, принимающих этих самых студентов.

Почему были выбраны именно эти показатели

Я исходил из того, что для каждого потребителя прежде всего важно соотношение "цена — качество". Лидерами с точки зрения отношения стоимости обучения к его результатам стали UNC, UCLA и Harvard (см. таблицу). А вот вторая по дороговизне школа мира Columbia Bisiness School и очень престижный Stanford обеспечивают выпускнику зарплату чуть выше среднего уровня (около $135.000). Соответственно, хорошие результаты при расчете этого показателя продемонстрировали Dartmouth (Amos Tuck), UC Berkeley, University of Virginia (Darden) и Emory University (Goizueta). А вот известные Duke University (Fuqua), NYU (Stern), Yale SOM и Cornell University оказались далеко не на первых местах.
Второй важный, с моей точки зрения, показатель — количество предложений от работодателей, получаемых выпускниками. Согласно данным опросов, обычно делается около трех предложений. Кто же выбивается из этого ряда? Прежде всего, Columbia University — пять предложений. А вот меньше всего предложений получают выпускники бизнес-школы в целом очень престижного Йельского университета — 2,2. Соответственно, и сама зарплата выпускников этой школы одна из самых низких в рейтинге.
Об оценке работодателями знаний, получаемых в учебном заведении, наглядно свидетельствует процент выпускников, оказавшихся трудоустроенными спустя три месяца после окончания бизнес-школы. С результатом 100% лидерами оказались Wharton и Kellogg. Вполне приличного уровня в 99% достигли Columbia U., Dartmouth (Amos Tuck), Duke U. (Fuqua), UCLA (Anderson) и Emory U. (Goizueta). Худшие показатели оказались у UC Berkeley (Haas) и U. of Texas (Austin). Отметим, что последняя из названных школ не участвовала в рейтинге Financial Times, поэтому мы не можем судить о средней зарплате ее выпускника. Самое интересное, что прямой зависимости между этим показателем и числом приглашений на работу не просматривается.
Престижность учебного заведения принято оценивать по величине вступительного конкурса. В этой категории с огромным отрывом лидирует Stanford (14 человек на место). Кроме того, в группе наиболее престижных заведений оказались Wharton, Harvard, Columbia, Dartmouth, Berkeley (9 человек). Средний конкурс по всему рейтингу — 6.5 человек. Легче всего из школ, представленных в рейтинге, поступить в американскую Goizueta.
Весьма любопытно также узнать, какие школы рекомендуют "чужые" выпускники. Казалось бы, это абсурдный критерий, ведь как может человек рекомендовать то, что толком не знает? Однако он характеризует репутацию заведения в широких заинтересованных кругах. Здесь неоспоримым лидером является Stanford. За ним следуют Wharton и Harvard, а где-то в середине списка находится Kellogg.
Чтобы успешно делать бизнес на международной арене, надо уметь понимать людей разных национальностей. Потому этническое и культурное многообразие студенческой массы является не только фактором престижа школы, но и полезным для изучения различных национальных менталитетов. По этому показателю лидирует школа Simon, за ней идут Wharton, Sloan, Stanford, Haas, Yale SOM. Опять же стоит отметить, что прямой зависимости между количеством иностранцев в школе и показателями по другим критериям обнаружить не удалось.
Я также посчитал важным включить показатель процентного соотношения мужчин и женщин, поскольку, как мне думается, наибольшая гармония в учебных группах может сформироваться только при как можно более равном участии обоих полов. Обычный средний показатель количества студентов-женщин составляет 30%. Больше всего женщин обучается в NYU (Stern), за которой следуют UC Berkeley и Columbia University. За порогом остаются Harvard, Sloan, Cornell U. (Johnson), UNC (Kenan-Flagler) и Rochester (Simon).
Как бы то ни было, выбирать вам. Так что сравнивайте и дерзайте!

 



Комментарии Фейсбук Вконтакте