Стратегический менеджмент - фундамент успешного бизнеса

Дата публикации

- Раз один из ведущих бизнес-вузов России имеет факультет стратегического управления, значит, российский бизнес созрел для того, чтобы заглянуть за горизонты своего развития. И вопрос к вам соответствующий: какова стратегия института и факультета в частности?

- Можно выделить три стратегических направления развития института и факультета.
Во-первых, это развитие и укрепление института как элитного учебного заведения России, обеспечивающего студентам и слушателям высококачественное бизнес-образование.
90-е годы были для нас этапом бурного количественного роста. В результате ИБДА превратился в крупнейшую российскую школу бизнеса, в которой одновременно учится почти 1000 человек, в том числе около 300 студентов, получающих высшее управленческое образование, и около 700 слушателей на программах МВА и профессиональной переподготовки. Но вот уже четвертый год по решению ученого совета ИБДА мы прекратили наращивать количество учащихся в институте и стабилизировали общую цифру приема. Приоритетом стал не экстенсивный, а интенсивный, качественный рост.
Во-вторых, процессы глобализации стремительно развиваются не только в экономике, но и в образовательной сфере. Отечественное бизнес-образование, учитывая особенности ведения бизнеса в России, должно вобрать в себя лучшие традиции ведущих школ бизнеса мира. Поэтому важнейшим компонентом стратегии ИБДА является развитие международного сотрудничества. Сюда включается развитие партнерских отношений с лучшими зарубежными школами бизнеса, использование их опыта подготовки специалистов, проведение совместных программ, интенсивный обмен студентами, слушателями и преподавателями.
Сейчас ИБДА является членом семи международных образовательных организаций, в числе которых Американская, Европейская и Восточно-Европейская ассоциации школ бизнеса, Международная ассоциация программ Executive MBA. Наши студенты обучаются по программе "Двойной диплом", в рамках которой они значительную часть учебного плана осваивают в зарубежных университетах, получая на выходе помимо российского государственного диплома диплом одного из пяти престижных вузов: Лутонского университета (Великобритания), Высшей коммерческой школы Парижа, Роттердамской высшей школы экономики или Виннипегского университета (Канада). В институте реализуется совместная российско-бельгийская программа Executive MBA на диплом школы менеджмента университета Антверпена. Слушатели нашей программы Executive MBA "Стратегическое управление" проходят обязательный учебный модуль в элитной школе менеджмента университета Эразмус (Роттердам), а ее слушатели приезжают учиться к нам в ИБДА. На регулярной основе проводятся деловые игры в режиме телеконференций между нашими слушателями и слушателями программ МВА одного из грандов бизнес-образования - школы бизнеса Wharton.
В-третьих, стратегия ИБДА нацелена на реализацию концепции непрерывного образования деловой элиты (Life-Long-Learning approach). Современный руководитель, даже закончивший лучшую бизнес-школу, постоянно сталкивается с двумя проблемами.
Первая из них - необходимость постоянного обновления знаний по управленческой теории. Поскольку знания быстро устаревают.
Вторая - потребность поделиться опытом и управленческими наработками с себе подобными. Решая эти проблемы, ИБДА стал первой российской школой бизнеса, разработавшей специальную программу регулярной переподготовки выпускников.

- Чему учите, как, кого?

- На факультете стратегического управления обучаются взрослые люди с высшим образованием и опытом управленческой работы. На вечерних программах учатся в основном москвичи. На заочных (модульных) программах наряду с Москвой представлены практически все регионы России и ближнего зарубежья. Но на разных программах факультета контингент, конечно, различный. На программу профпереподготовки "Директор по экономике и финансам" идут в основном финансовые директора, руководители финансово-экономических отделов компаний, работники этих отделов, претендующие на занятие руководящих должностей. На программе МВА обучаются менеджеры высшего и среднего звена управления, которые могут выбрать одну из трех специализаций: "Маркетинг и управление продажами", "Управление персоналом" или "Управление стоимостью компании". Российско-бельгийская программа Executive MBA рассчитана на руководителей российских филиалов зарубежных компаний или российских компаний, активно работающих на зарубежных рынках. На программу Executive MBA "Стратегическое управление" принимаются только собственники бизнеса и руководители высшего ранга, которые непосредственно определяют стратегию своих компаний.
На наших программах слушатели изучают современные модели, методы, технологии управления отдельными бизнес-процессами и бизнесом в целом. Они учатся анализировать изменения внешней среды и внутрифирменной ситуации и на этой основе определять перспективы развития компании, разрабатывать и принимать обоснованные управленческие решения в условиях риска и неопределенности.
Бизнес-образование по самому своему определению должно быть практико-ориентированным. Теория здесь служанка практики. Центральная задача наших программ состоит в том, чтобы полученные знания реализовались в навыках и умениях эффективного менеджмента. Отсюда и особенности методики преподавания. В лекционном материале анализируется и обобщается опыт успешных российских и зарубежных компаний. Большое значение уделяется методикам, имитирующим практику бизнеса: разбор конкретных ситуаций (case studies), деловые игры. Одна из важнейших особенностей состоит в том, чтобы задействовать в обучении практический опыт самих слушателей. Считается, что в лучших школах бизнеса через обмен опытом в процессе организуемых преподавателями дискуссий и обсуждений (enrichment through shearing) слушатели получают до 40% новых практических знаний.

- По каким критериям вы подбираете преподавателей и чем мотивируете помимо высоких гонораров? Привлекаются ли к учебному процессу практические работники?

- Для проведения базовых экономических, правовых, финансовых, управленческих дисциплин мы приглашаем лучших преподавателей нашего института, Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, МГУ, Финансовой академии, МГИМО (У), Государственного университета управления и других элитных вузов Москвы. Обязательным требованием к ним является знание практики. Почти все они совмещают преподавательскую деятельность с консалтингом.
Специальные дисциплины, дисциплины специализаций и курсы по выбору ведут в основном практики: известные бизнес-консультанты, топ-менеджеры ведущих российских компаний. По итогам каждого курса слушатели оценивают работу преподавателей, заполняя специально разработанную анкету. Оценки слушателей являются важнейшим критерием, на основе которого формируется преподавательский состав.
Мы стараемся мотивировать наших преподавателей, направляя их на стажировки в лучшие зарубежные школы, оплачиваем повышение квалификации на научно-практических конференциях и семинарах по актуальным проблемам бизнеса и управления. Для преподавателей-консультантов дополнительной мотивацией является обретение нового маркетингового поля. Хорошо проведенное занятие - лучшая реклама для консультанта и консалтингового агентства. Серьезным мотивом для топ-менеджеров, работающих на наших программах, являются моральные стимулы, возможность поделиться своим практическим опытом. Они получают также возможность подбирать высококвалифицированные кадры среди наших слушателей.

- Можете ли вы оценить типичные представления российской бизнес-среды о задачах стратегического управления?

- Большинство современных руководителей достаточно четко осознают, что для успеха в бизнесе недостаточно добиться успеха на рынке сегодня. Поэтому каждая организация, используя в текущей деятельности те или иные конкурентные преимущества, должна одновременно работать на свое будущее, закладывая его фундамент. А в этом, пожалуй, и состоит цель стратегического менеджмента.

- В чем особенность обучения стратегическому управлению? Каким навыкам вы учите своих слушателей?

- Важнейшая особенность стратегического управления состоит в том, что в нем очень мало рутинных процедур и очень много творчества. Не существует единой стратегии для всех организаций. Каждая компания уникальна, и процесс разработки ее стратегии уникален тоже. Стратегия зависит от позиции фирмы на рынке, ее потенциала, особенностей ее развития, от поведения конкурентов, типа производимых товаров и услуг, состояния экономики и социокультурной среды и от многих других факторов. Поэтому, уделяя самое серьезное внимание теории стратегического менеджмента, главный упор мы делаем на формировании практических навыков творческой разработки и реализации стратегии в разнообразных конкретных деловых ситуациях.

- Насколько востребованы ваши выпускники на рынке труда?

- Все наши слушатели работают на управленческих должностях и в централизованном распределении не нуждаются. Однако показателен тот факт, что за время обучения на программе МВА свыше 40% слушателей меняют место работы, уходя с повышением в другие компании. Подавляющее большинство тех, кто остается на прежней работе, также получают повышение по службе. Впечатляющий карьерный рост отмечается и после окончания программы. Разумеется, руководители и собственники компаний, которые учатся на программах Executive MBA, работу меняют значительно реже. О карьерном росте здесь скорее свидетельствует тот факт, что в процессе обучения и после его окончания, как правило, наблюдаются серьезные качественные изменения, выражающиеся в укреплении позиций возглавляемых ими компаний.

- Можете ли вы назвать компании, с которыми сотрудничаете в плане обучения?

- В плане привлечения преподавателей мы активно сотрудничаем с консалтинговыми компаниями ФБК, IBS.BKG, IMI -консалтинг, "Магазин готового бизнеса", "Павлуцкий и партнеры", "Качалов и коллеги". На программах преподают руководители компаний "Вымпелком", "Уралсиб", группы "Гута", Oracle, Sun Interbrew и др. Известные компании "Лукойл", "Базовый элемент", КамАЗ, "Русагро", "Эконика", МИЭЛЬ, "Кампомос", "Моторола", "Яманучи", "Алкатель" и многие другие регулярно направляют своих сотрудников учиться на наши программы МВА. Мы проводим корпоративные программы в компаниях "Русал", "Сервье", "Аметист", "Профмедиа", Раменский ГОК и др.

- Каковы источники новых знаний и представлений лично для вас?

- Новые знания черпаю из научных и научно-популярных изданий по экономике и управлению. С новейшими учебно-методическими разработками позволяют знакомиться регулярные конференции, семинары, стажировки в ведущих университетах и школах бизнеса. В этом плане особенно много дали стажировки в Лондонской школе экономики и школе IESE в Барселоне. Хочется подчеркнуть, что для меня, как, впрочем, и для всех преподавателей, важнейшим источником практических знаний является тот колоссальный управленческий опыт, которым делятся на занятиях слушатели наших программ.

- Расскажите, как складывалась ваша карьера?

- До начала 90-х годов это была традиционная карьера экономиста-теоретика. Экономический факультет МГУ, аспирантура, кандидатская, затем докторская диссертации и преподавание в МГУ. 90-е годы принесли радикальные изменения. Мне повезло. Более полутора лет осваивал новую экономическую и управленческую науку в Антверпенском и Тилбургском университетах, в Институте экономического развития Всемирного банка в Вашингтоне, в Лондонской школе экономики. А затем совмещал преподавание в МГУ с консалтингом, заведовал кафедрой. В 2001 году мне доверили факультет стратегического управления в лучшей школе бизнеса России. И это самая интересная работа. Я горжусь своей причастностью к подготовке элиты российского бизнеса.

www.top-personal.ru

 

Комментарии Фейсбук Вконтакте