Стратегический менеджмент для бизнес-образования

Дата публикации

Участники конференции, прошедшей в Гренобльской школе менеджмента, рассматривали вопросы дальнейшего развития системы бизнес-образования.

 

Европейским бизнес-школам придется серьезно поразмыслить над своей маркетинговой стратегией на ближайшие несколько лет, поскольку они не только столкнутся с необходимостью противостояния своим традиционным заморским конкурентам из Соединенных Штатов, но и будут вынуждены в борьбе за студентов и покровительство успешных компаний конкурировать друг с другом. Как они смогут с этим справиться?

 

Количество образовательных учреждений, предлагающих обучение по программам бизнес-образования, растет быстрее, чем спрос на них. Эйнджел Кабрера (Angel Cabrera), директор Empresa, ведущей бизнес-школы в Мадриде, считает, что в будущем европейские бизнес-школы ожидают трудные времена. 

 

Мистер Кабрера выступил недавно с речью на конференции, посвященной двадцатилетию Гренобльской школы менеджмента (Grenoble Ecole de Management).  

 

Мистер Кабрера и его коллега Альберто Матезанц (Alberto Matesanz), представляющий другую мадридскую топ-бизнес-школу ESIC (Escuela Superior de Gestion Comercial y Marketing), в один голос заявляют о том, что традиционное бизнес-образование стоит на пороге больших перемен, отсутствие которых приведет бизнес-школы к большим трудностям.  

 

Для начала, бизнес-образование все же считается довольно дорогостоящим. "Стоимость обучения на программах МВА несопоставимо с аналогичными квалификациями в других областях"

 

Таким образом, ведущим бизнес-школам угрожают другие образовательные учреждения, предлагающие аналогичные продукты по более низким ценам. Один из крупнейших представителей этого звена, упомянутых в речи, крупный американский университет коммерции University of Phoenix, преподавание в котором по большей части ведется дистанционно, что позволяет сравнительно недорого обучать большое количество студентов. Большинство преподавателей этого университета вообще никогда не были на кампусе. University of Phoenix не беспокоится о таких "мелочах" как получение аккредитации, но 21% из ста тридцати тысяч его студентов получают постдипломные степени в области бизнеса, а это означает потери для рынка МВА в лице 27 тысяч студентов, которые при другом стечение обстоятельств могли бы стать участниками программ бизнес-школ.      

 

На данный момент, как сказал мистер Кабрера, есть "высокая степень фрагментации рынка". Несмотря на существование трех международных советов по аккредитации, на рынке присутствуют сотни неаккредитованных программ МВА, в то время как на противоположном полюсе рыночного спектра бизнес-школы стараются изо всех сил получить сразу все три аккредитации.

 

Но несмотря на проблемы европейских бизнес-школ мистер Кабрера не советует рассматривать Соединенные Штаты как вариант для получения бизнес-образования. Он хочет, чтобы лучшие студенты оставались и учились в Европе, а не уезжали на родину МВА в Harvard и Wharton. "Некоторые студенты говорят <Я хочу получить степень МВА, наверное, мне нужно поехать в США>. Мы должны добиться того, чтобы они стали думать <Я хочу поехать в Европу, чтобы получить степень МВА>". Европейская экономика стремится к тому, чтобы стать самой конкурентоспособной и созидательной в мире. Чтобы достичь этой цели, бизнес-образование должно также стать частью общей системы".

 

Европейские бизнес-школы имеют целый ряд преимуществ по сравнению со своими американскими конкурентами. "Стать по настоящему международной школой непросто. И здесь мы далеко впереди, - говорит Кабрера, - Это результат истории Европы. Нам всегда приходилось иметь дело с культурным многообразием". 

 

У США до сих пор не возникало особых проблем касательно их относительно островной, а следовательно изолированной, сущности, что сегодня ставит их в невыгодное положение. Таким образом, в глобализированном мире Европа, а не Америка, имеет все шансы на успешный старт. Хотя конференция проводилась во Франции, все выступления были на английском. Кабрера мог бы поинтересоваться, если бы не законы вежливости, сколько американских бизнес-школ могли бы провести конференцию на французском. 

 

Поскольку с момента их рождения в США до момента, когда программы МВА стали преподаваться в Европе, прошло почти сто лет, Европа может проявить в этом случае больше инноваций. Одногодичные программы МВА родились именно по эту сторону Атлантики.

 

Тем не менее, европейским бизнес-школам предстоит очень серьезно поразмыслить, чтобы определиться со стратегией своего развития на ближайшие несколько лет, поскольку им придется не только бороться со своими американскими соперниками, но и между собой как за студентов, так и за патронаж ведущих представителей бизнеса. Каким же образом они собираются это делать?

 

Идея соперничества, используя политику снижения цен, не привлекательна ни для кого из них. Во первых, некоторые американские учреждения все равно смогут одержать в этой борьбе победу, поскольку, как осторожно выразился Кабрера, "у них имеется несравненно более открытый доступ к благотворительным фондам". Бесполезно пытаться соперничать в области цен с такими образованиями как Phoenix. Подводя итог, "очень сложно стать дешевле, а тем более принципиально измениться".

 

Большие надежды возлагаются на дифференциацию. Принимающая конференцию школа Гренобля может послужить прекрасным примером того, как такая стратегия работает на практике. Расположенная в области Франции, где развиты высокие технологии, она достигла успеха потому, что основным своим направлением избрала специализацию в сфере high tech, что служит ключевым моментом в привлечении потенциальных студентов.    

 

Франция демонстрирует Европе на собственном примере успешную модель построения образования. Система французских Grandes Ecoles - уникальна. Она предоставляет школам, подобным Гренобльской, возможность поддерживать связь с местной Торговой Палатой. Ведущие бизнес-школы Франции - les Ecoles Superieures des Commerces - созданы усилиями местных Торговых палат. Они сотрудничают в процессе разработки содержания программ для развития у менеджеров навыков, необходимых именно в тех областях, в которых они работают. Именно поэтому Гренобльская школа имеет такие прочные связи в самой развитой индустрии в области своего месторасположения. 

 

Конечно, нельзя просто взять и начать по всей Европе копировать систему French Grandes Ecoles, однако особенности отношений с региональной индустрией могут послужить ключом к решению многих проблем, стоящих перед европейскими бизнес-школами.

Комментарии Фейсбук Вконтакте