Талант дороже денег. И другие законы стэндфордской бизнес-школы

Дата публикации

Заместителя декана профессора Лизу Джианнанджели можно назвать надеждой Стэнфордской бизнес–школы, долгое время игнорировавшей современные методы обучения и державшейся на одном своем громком имени. В поисках партнеров госпожа Джианнанджели приехала в Москву. 

– По каким критериям, на ваш взгляд, нужно выбирать бизнес–школу? 

– Во–первых, надо найти то, что будет подходить студенту. Он должен решить, какая академическая, социальная среда ему соответствует. Хочет ли он учиться в большой или маленькой школе, нравится ли ему такой общий курс управления, как в Стэнфорде, или менеджмент конкретной области. Предпочитает ли человек более традиционный метод обучения или экспериментальный. 

– В чем принципиальное отличие Стэнфорда от прочих бизнес–школ? 

– Наша программа обучения по сравнению с программами других бизнес–школ достаточно небольшая, поэтому мы набираем каждый год 360 студентов. Наши классы в основном по 15–16 человек. Новая система обучения, на мой взгляд, чрезвычайно персонифицирована. Для нас имеют значение общее развитие студента, полученный им опыт работы и его будущие карьерные устремления. На этом основан первый год обучения по программе MBA. Мы, конечно же, учитываем и мировой, международный опыт. У нашей программы MBA обширная сфера сотрудничества. Никакая компания или организация не имеет права приехать в университетский городок, не узнав у нас, что интересует студентов. Это стимулирует желание учащихся посещать те встречи и лекции, которые действительно соответствуют их устремлениям. Наша главная цель – студенты должны особенно преуспевать в тех предметах, которые им понадобятся в будущем. Программа поощряет работу в команде – это приносит большую пользу каждому слушателю. Помимо этого есть команда консультантов, инструкторы по лидерским качествам, персональный помощник в социальной жизни бизнес–школы и другие специалисты, которые персонифицируют процесс учебы. 

– Оцените самую сильную сторону вашей бизнес–школы. 

– Самой сильной стороной обучения можно назвать то, что в центре внимания находится сам студент. Обучаясь, он получает именно те знания, которые ему нужны. 

– Тогда какова самая слабая сторона? 

– Слабая, на мой взгляд, наше новое расписание. Первые недели учебы просто перенасыщены информацией. Программа структурирована в настоящее время так, что в учебном плане стоят предметы, которые до этого студенты не изучали. Таким образом, мы даем им почувствовать, что у них совсем нет времени для адаптации – они с первого дня должны быть готовы к получению знаний. Это своего рода ''шоковая система'', которая очень многих поначалу действительно шокирует, но очень быстро приводит в чувство и заставляет делать правильный выбор. В результате люди учатся очень напряженно. Это может показаться жестким подходом к образованию, но все же я надеюсь, что новое расписание помогает студентам, а не вредит им. 

– Допустим, я решила поступить в вашу бизнес–школу. Каких типичных ошибок нужно избегать при написании эссе, при формировании пакета документов, при сборе рекомендательных писем? 

– Самой распространенной ошибкой является, как мы это называем, сверхподготовка. Излишнее усердие в подборе досье, а также в ответах на вопросы, которые мы задаем во время интервью. Это звучит очень просто. По–моему, лучший способ ответить на вопросы – сфокусироваться на каждом из них и не пытаться сказать слишком много, так как это может повлечь за собой потерю индивидуальности. 

– Пакет документов собран. Что дальше? На что еще стоит обратить особое внимание? 

– Конкурс проводится в три этапа. Первый из них начинается 22 октября, следующий – в январе и заключительный – в марте. Как только поступающие присылают нам документы (регистрируются через Интернет), мы рассматриваем их в офисе, а затем приглашаем абитуриентов на интервью. После поступления слушатели могут приехать на кампус на выходные, потому что они должны посмотреть, где будут жить и учиться. Возможно, из–за жилищных условий они даже изменят свое решение. Учеба начинается в сентябре. 

– Какие эссе привлекают вас в первую очередь? И какие выводы об абитуриенте можно сделать, прочитав его эссе? 

– У приемной комиссии есть три критерия отбора кандидатов. Во–первых, интеллектуальные способности, во–вторых, проявленный потенциал лидера. Примеры для его подтверждения могут приводиться из совершенно разных областей – из школьной жизни, занятий в спортивных секциях, участия в создании университетских газет, исследовательских работ. И третье – это то, что мы называем личными качествами и ценными достижениями. Они могут быть перспективными. 

– На что еще вы обращаете внимание? Вообще, каковы критерии отбора? 

– Абитуриенты действительно могут писать, о чем хотят. Например, некоторые претенденты пишут о своих семьях, религии или хобби. Я бы не смогла выделить то, о чем нельзя писать. Если английский язык является вторым, мы не требуем идеальной грамматики. 

– Что самое сложное в процессе поступления в бизнес–школу и в учебе? 

– В процессе поступления самым сложным я бы назвала встречу с самим собой, которая необходима для проявления личных качеств. Это настоящий вызов. А в процессе обучения, особенно в течение первого года, от студентов требуется много энергии, чтобы овладеть теми дисциплинами, которые они сами же и выбирают. Речь идет не только об академическом опыте, но и о социальных программах, об образовательных поездках, которые входят в нашу программу. Нужно очень много работать, чтобы стать профессионалом. 

– Кандидат получает письмо о зачислении и приезжает в Пало–Альто. Опишите его жизнь в последующие три недели, три месяца. 

– Все поступившие студенты приезжают в университетский городок и могут встретиться с их будущими однокурсниками и студентами группы, профессорами. В течение шести недель они имеют возможность присоединиться к студенческим организациям; их в нашей программе 60–70. Принимая участие в исследовательских поездках, каждый думает о своей будущей карьере и перспективах трудоустройства. Все наши студенты должны ознакомиться с мировым экономическим опытом. 
На втором году обучения в Стэнфорде ваши исследовательская, академическая и социальная деятельности совмещаются, потому что большинство студентов живут в университетском городке. За завтраком вы изучаете учебные материалы, затем вместе сидите на занятиях. У вас два или три занятия в день, которые займут пять или шесть часов, затем ланч, дополнительные встречи команд и клубов. Так, внеучебная и социальная деятельности сливаются в одну. Большинство людей, которые у нас учатся, говорят, что они даже спят как студенты MBA. Это чрезвычайно трудная работа. 

– Как в вашей бизнес–школе обстоит дело с выдачей кредитов и материальной поддержкой необеспеченных, но талантливых людей? 

– Если студенту на момент поступления нужна финансовая помощь, им занимается наш финансовый офис. В целом ряде случаев школа может гарантировать полное покрытие расходов и на проживание, и на обучение. Наша политика – изыскать свободные деньги для тех студентов, которые не в состоянии заплатить; есть также дополнительные ссуды. Иностранные студенты могут рассчитывать на финансовую помощь наравне с американцами. То есть они могут получить все деньги целиком. Цена за обучение, проживание, как и медицинское страхование, транспорт, – все включено в субсидию. Также, если вы хотите впоследствии сделать карьеру, работая в правительстве, в некоммерческом, социальном секторе, ваши долги будут погашены во время работы. Если вы намерены поехать работать в развивающуюся страну, для этого тоже предусмотрена специальная программа финансовой помощи. 

– Во сколько обходятся два года? 

– Обучение – приблизительно $46 тысяч в год, стоимость проживания может колебаться в пределах $ 25–35 тысяч в год. 

– Какая самая интересная и популярная программа в Стэнфорде? 

– MBA – это общая программа управления. У наших выпускников одинаковый уровень, одинаковый диплом, поэтому мы не концентрируемся на каких–то специальных программах. Среди популярных предметов есть один в начале программы. Любимый предмет – такой, где изучаешь то, что потом будет нужно ежедневно, даже когда тебе 20 лет. Это то, что студенты называют touch–n–feel it (''прикоснуться и почувствовать''). На самом деле это межличностная динамика. Это – как вы общаетесь со всеми и каждым, как вы встречаетесь с людьми, используете язык в различных целях. Культурные и гендерные различия помогают выявить ваш личный стиль управления. Это в высшей степени необычный предмет для MBA... Бизнес–школа в Стэнфорде дает более широкое образование, чем какой–либо факультет университета. Наши студенты должны изучать те предметы, которые соответствуюет выбранной сфере менеджмента. Все эти предметы присутствуют в программе бизнес–школы. Некоторые делают следующий шаг – записываются на один из наших дополнительных курсов. Например, вы можете получить еще один диплом по образованию, делопроизводству, окружающей среде, юриспруденции (гражданскому законодательству). Для Стэнфорда свойственно обращать внимание студентов на то, что не входит в сферу чистого бизнеса: взаимодействия в бизнесе, высокие технологии в бизнесе, образование с точки зрения бизнеса. 

– Курс touch–n–feel it – ваше ноу–хау? 

– Это стэнфордская специфика. Большой объем работы, который слушатели выполняют вне класса... Вы проводите с 25 людьми 24 часа в неделю. Нет никаких программ для этих встреч, никаких ключевых пунктов для обсуждения, вам разрешается только эмоционально реагировать, говорить о своих чувствах. Touch–n–feel it дает возможность работать в команде, общаться с людьми. Вы можете использовать полученные навыки в вашей профессиональной и личной жизни. Студенты говорят, что это помогает общаться с родственниками, изменяет модель поведения в различных ситуациях. 

– В Стэнфорде есть свои традиции? 

– В первую очередь – встречи. Например, когда 25 лучших студентов могут встретиться с лидерами бизнеса и политики, которые их вдохновили на получение той или иной специальности. Это потрясающая возможность. Весной проводится университетский фестиваль, когда профессора и студенты собираются вместе – танцуют, поют, смотрят фильмы, одним словом, развлекаются. 

– В чем заключалась недавняя реформа учебной програмы бизнес–школы? 

– Мы пересматриваем расписание каждые два года. Сначала профессора и члены педагогического комитета говорят с компаниями, фирмами, которые регулярно приезжают в Стэнфорд. Это является залогом успеха. Результат их совещаний учитывается при составлении нового расписания. В первый год обучения оно для всех слушателей одинаково: изучают менеджмент в глобальном контексте. Учатся аналитически, критически мыслить. Студенты вместе с профессором должны выработать программу обучения, которая соответствует их профессиональным запросам. Нужно выбрать одно из трех направлений – маркетинг, финансы или стратегию – и наиболее приемлемый для студента уровень (с советником или без). В направлении маркетинга тоже есть различные ответвления. Вместо курса по общему маркетингу студент может взять курс по маркетингу высоких технологий, маркетингу недоходного бизнеса. Уже по прошествии четверти первого года вы сталкиваетесь со всеми 360 студентами. Это хороший шанс узнать друг друга. Новое расписание также отвечает потребностям в изучении международного опыта. Слушатели должны принимать участие в стажировках или в обучающих поездках за границу. Таким образом, они приобретают культурный опыт. 

– При прочих равных условиях кому проще поступить в вашу бизнес–школу – американцу, европейцу, россиянину? 

– Я полагаю, что слушатели отличаются друг от друга и социальным положением, и общественной жизнью, и культурным, и профессиональным, и академическим опытом. Даже среди американских студентов есть такие различия, не говоря о различиях между французом, россиянином или слушателем из Китая. Я не думаю, что кому–то легче поступить, чем другим, но большое значение имеет так называемый бэкграунд и знание языка. Я очень часто сталкиваюсь с тем, что, когда английский не является родным языком студента, у него появляется стимул быстро начинать ''схватывать'' материал. А нашей задачей является создание таких условий, когда каждый из 360 человек может поделиться своим опытом с окружающими. 

– Как вы поступаете в том случае, когда человек вынужден приостановить обучение? 

– Подобных случаев мало, может быть, один человек в год прекращает учиться. Это обычно связано с проблемами в личной жизни, с разводом, смертью в семье или с другой чрезвычайной ситуацией. Существует огромная поддержка профессоров, наставников и студентов, целая система, чтобы оказать помощь нуждающимся в ней. Каждый студент как будто вступает в бой, когда изучает тот или иной предмет. Вы можете не знать, что делать на занятии по финансам или стратегии. Но вы можете рассчитывать на помощь ваших профессоров, друзей. Случаи, когда студенты бросали программу, очень и очень редки. 
  

Комментарии Фейсбук Вконтакте