Билет в спортивный бизнес

Дата публикации

Все больше бизнес-школ предлагают своим слушателям специализацию "Менеджмент в спорте".
Спортивный бизнес постоянно расширяется, охватывая все новые сферы. Спектр рабочих мест в этой отрасли становится все разнообразнее. В США выпускники программ МВА востребованы не только в крупнейших спортивных клубах. Сегодня перед ними открываются все новые возможности и сферы занятости, от видеоигр до телевидения и Интернета.
По словам агента Американской футбольной лиги (NFL) Ли Стайнберга (Leigh Steinberg), прототипа героя известного фильма "Джерри МакГвайер", спортивная отрасль переживает сейчас период гиперактивного роста. "Рост числа телевизионных трансляций означает рост числа спортивных шоу с комментариями по этим играм, что, в свою очередь, ведет к росту числа специализированных периодических изданий, увеличению объема рекламы и созданию новых рабочих мест", - говорит он.
Согласно данным еженедельника Street & Smith's SportsBusiness Journal, объем спортивного рынка США оценивается, по итогам прошлого года, в $213 млрд. По словам Стайнберга, в год он получает порядка 5 тыс. резюме, хотя в штате его спортивного агентства работают всего 13 человек.
Чтобы дать слушателям дополнительный шанс на успех в спортивной отрасли, все больше бизнес-школ в США и за рубежом предлагают новые курсы и программы со специализацией в этой сфере. Региональные университеты, уже имеющие в своем арсенале программы для менеджеров, увеличивают число мест. Некоторые из крупнейших бизнес-школ стремятся не отстать от течения и активно налаживают связи в мире спортивного бизнеса.

Команда мечты

Талантливые менеджеры, имеющие связи и навыки работы в спортивном бизнесе, пользуются все более высоким спросом спортивных клубов. Школы стараются уловить тенденцию и отреагировать на интерес работодателей. Так, в San Diego State University (SDSU) открылась новая программа Sports Business Management MBA. Первые 12 месяцев обучение проходит преимущественно в аудиториях, после чего слушатели в течение 6 месяцев работают над консалтинговыми проектами. Программа была разработана при содействии баскетбольного клуба San Diego Padres, который надеется с ее помощью пополнить штат менеджеров.
Первые выпускники этой программы получат дипломы МВА уже в этом году. В феврале 2006 года в SDSU прошел конкурс на лучшее решение кейсов, составленных руководителями Padres. В состязании приняли участие команды студентов из University of California at Los Angeles, University of Southern California, Florida Atlantic University и SDSU.
Хотя изначально считалось, что новая программа SDSU должна готовить менеджеров широкого профиля, у студентов есть возможности для более узкой специализации. "С самого начала обучения я планировал уделить основное внимание тем аспектам программы, которые помогут мне добиться успеха в мире бейсбола", - рассказывает Джек Типтон (Jack Tipton), сумевший найти работу в нью-йоркской бейсбольной лиге Major League Baseball. По словам Типтона, найти работу ему помогли контакты, которые он завязал за время обучения на программе.

Современный маркетинг

MIT Sloan School of Management тоже решила играть по правилам современности, предложив своим слушателям курс под названием Analytical Sports Management, который был разработан Дэрилом Мори (Daryl Morey), выпускником Sloan и старшим вице-президентом по процессам и информации баскетбольной команды Boston Celtics.
По словам Мори, программа MIT дает слушателям отличные аналитические навыки. Ему же остается научить слушателей эффективно использовать их применительно к спорту. Он объясняет, что сочетание навыков ведения конкурентной разведки и умения принимать решения помогает понять, насколько ценным может быть тот или иной игрок. Занятия Мори оказались настолько успешными, что теперь MIT планирует запустить еще несколько курсов, имеющих отношение к работе в спортивном бизнесе.
Чтобы предоставить выпускникам больше возможностей в поиске работы, руководство программ старается активно развивать свои связи в реальном бизнесе. Так, в Arizona State University новым исполнительным директором открытой пять лет назад программы МВА со специализацией Sports Business был назначен Рэй Артиг (Ray Artigue), директор по маркетингу баскетбольного клуба Phoenix Suns. По словам слушателя второго года обучения Курта Риттера (Kurt Ritter), это назначение имеет огромное значение для дальнейшего развития программы, в особенности в плане рекрутинга, поскольку Артиг обладает "феноменальной сетью деловых контактов в сфере профессионального спорта".
Несмотря на то, что по своим масштабам программа ASU очень невелика (ежегодный набор слушателей составляет всего 12 человек), в рейтингах BusinessWeeсреди программ МВА со специализацией "Менеджмент в спорте" она занимает ведущую позицию. Одна из ее главных особенностей в том, что слушатели ASU узнают о последних достижениях в области маркетинга и самых передовых маркетинговых методиках. Например, в рамках одного из курсов, называемого Fan Loyalty Measurement, слушатели рассматривают концепцию управления отношениями с клиентами применительно к оценке спонсорских инвестиций. Курс длится три учебных четверти и позволяет участникам программы пройти стажировку в организациях, занимающихся исследованиями в отношений со спонсорами. Этот опыт, по словам Риттера, очень полезен выпускникам, которые с его помощью могут сразу же добиться реальных результатов.

Трансатлантическое партнерство

Некоторые крупнейшие школы уже наладили прочные связи со спортивным миром. Так, в школе Stanford вот уже несколько лет реализуется специальная программа для руководителей NFL. Программа была открыта в 2003 году и теперь, по словам профессора Джорджа Фостера (George Foster), Stanford может последовать примеру Harvard и Wharton, предложив бывшим профессиональным спортсменам программы формата executive education, которые помогут им построить карьеру после ухода из большого спорта.  
Подобное сотрудничество идет на пользу как бизнес-школам и их слушателям, так и спортивным объединениям. Руководство Wharton в настоящее время ведет активные переговоры с профессиональными спортивными объединениями по вопросам создания партнерских программ по аналогии с NFL. По словам директора персонала исследовательского центра Wharton Sports Business Initiative Кеннета Шропшира (Kenneth Shropshire), эти отношения дают слушателям шанс значительно расширить сеть деловых контактов.
Недавно Шропшир организовал в INSEAD бизнес-класс по вопросам менеджмента в спорте, воспользовавшись стратегическим партнерством Wharton с этой европейской школой. Число желающих принять участие в мини-курсе, анонсированным как "Sports Business Management", превысило количество мест на программе. Этой осенью INSEAD планирует предложить своим слушателям расширенную версию курса.

Любовь к игре

INSEAD – не единственная школа в Европе, где слушателям предлагают курсы по управлению в спорте. В испанской школе IESE при University of Navarra, например, есть курс с акцентом на международной составляющей менеджмента в спорте. Во время занятий слушатели разбирают кейсы и встречаются с представителями различных спортивных направлений, в том числе с менеджерами футбольных клубов и руководителями ассоциаций автогонок. По словам одного из преподавателей курса, профессора Антонио Дэйвила (Antonio Davila), школа IESE собирается обойти другие европейские школы, создав собственную нишу в сфере спортивного менеджмента. "Мы – первые, кто решился на этот шаг", - говорит он.
Есть несколько мнений о том, какой тип программ предпочтителен для желающих построить карьеру спортивного менеджера. "Некоторые уверены, - говорит Фостер из школы Stanford, – что сначала нужно получить диплом МВА со специализацией в управлении брендом". Так или иначе, добавляет он, наиболее важным фактором остается любовь к спорту. И теперь желающие связать свои спортивные пристрастия с бизнесом могут болеть за то, чтобы специализация "Менеджмент в спорте" становилась все более популярной.

 

Комментарии Фейсбук Вконтакте