МВА. Специализация - ответственность

Дата публикации

МВА с фокусом на обязательства

Нью-Йорк. По всей стране будущие бизнес-лидеры учатся тому, чтобы быть мягкими и благородными менеджерами. Действительно, если вы планируете получить степень МВА, будьте готовы к тому, чтобы использовать финансовый анализ, балансовые расчеты и навыки маркетинга для защиты окружающей среды и общественной деятельности.

В то время как это может показаться удивительным или смешным для тех, кто думает, что бизнес-школы растят загруженных ответственностью управленцев, зацикленных на результате, эти тенденции отражают современные реалии, с которыми приходится сталкиваться бизнесу. Когда компания получает статус международной, их акционеры требуют от них принятия на себя все больших обязательств.

Джен Боулден, 30 лет, свято верит в то, что коммерческие компании могут играть важную роль в процессе изменений в отношении к проблемам окружающей среды. Проработав восемь лет в сфере технологического маркетинга, она решила получить МВА в университете George Washington. Она пришла к такому решению отчасти потому, что учебная программа школы позволит ей сочетать свою страсть к защите окружающей среды с навыками делового управления. "Я не продолжила бы свое обучение, если бы не нашла в структуре учебного плана МВА программу, ориентированную на защиту окружающей среды", - говорит она.

Выброшенные когда-то на задворки учебного плана бизнес-школ этика, социальный и природный менеджмент медленно, но верно проходят процесс глубокой интеграции в большинство курсов программ МВА. В университете Стэнфорд, к примеру, занятия, посвященные социальному и природному менеджменту, вплетены в структуру 12 из 14 обязательных курсов. В некоторых школах студенты могут выбирать специализацию в сфере природного менеджмента, где главная идея состоит в том, что компания может строить свои финансовые стратегии, не причиняя ущерба окружающей среде. Многие школы также проводят внеклассные семинары и конференции по корпоративной социальной ответственности.

Программа Business & Society института Aspen и программа Sustainable Enterprise Института мировых ресурсов (WRI) недавно опубликовали отчет по этому направлению, который назывался "Beyond Grey Pinstripes 2003". Согласно этому отчету около 45% бизнес-школ, участвовавших в исследовании, имеют в списке своих обязательных курсов этику и социальную ответственность. В 2001 году, когда проводилось аналогичное исследование, эта цифра равнялась 34%.

Высшие строчки рейтинга заняли George Washington, University of Michigan, University of North Carolina, Stanford, Yale University и York University в Toronto, которые по сравнению с остальными предлагают своим студентам в четыре раза больше различных курсов по проблемам окружающей среды и социальным вопросам.

"Идея концентрации внимания на ценностях акционеров - не единственная вещь, о которой необходимо помнить компаниям", - говорит Мэган Чапл, менеджер бизнес-образования в WRI. Теперь компании должны работать с большим количеством составляющих, таких как общественные организации, окружающая среда и сотрудники, заметила она.

Интерес среди студентов тоже растет. В бизнес-школе UNC's Kenan-Flagler около 20% студентов посещают занятия, потому что безопасности предприятия здесь уделяется особое внимание.

Для Тимоти Форда, когда десять лет назад он начинал преподавать бизнес-этику в Michigan Business School, самой большой проблемой было убедить студентов в значимости вопроса. Сегодня число студентов на его курсах увеличилось более чем в четыре раза, достигнув четырехсот, и самая большая проблема теперь - убедить студентов, что они не смогут решить все мировые проблемы немедленно.

Тем временем интернет-сообщество МВА Net Impact, количество участников которого выросло с 1350 человек в 1998 году до 8000 сегодня, "уже не просто горстка любителей деревьев, а мощное течение, мейнстрим", говорит Бенджамин Класки, исполнительный директор Net Impact.

Когда Сью МакГичи была студенткой York's Schulich School of Business, ее больше всего заботило то, что безопасность производства никогда не станет основной тенденцией. Но после разговора с людьми в финансовом сообществе она убедилась, что интерес к этой проблеме у людей достаточно прочный.

"Я уже меняла направление своей карьеры, - говорит МакГичи, главный аналитик исследовательской компании Innovest Strategic Value Advisors, которая занимается вопросами воздействия компаний на окружающую среду, стратегическим управлением, а также вопросами социального плана. - Я не хотела заниматься тем, что в конце концов придет в упадок."

Комментарии Фейсбук Вконтакте