Специализация как способ выжить

Дата публикации

Традиционный универсальный формат программ МВА может стать достоянием истории. В стремлении привлечь аппликантов все больше бизнес-школ перестраивают свои учебные курсы с акцентом на определенной специализации.

Руководство каждой бизнес-школы стремится к тому, чтобы их предложение было заметно на рынке и выделялось из общей массы подобных. Именно поэтому многие школы вносят в свои программы изменения, делая акцент на той или иной сфере занятости. Содержание таких программ может в значительной степени отличаться от привычной структуры МВА в сфере общего менеджмента. Чаще всего оно привязано к определенной отрасли бизнеса.

Предполагается, что подобные программы будут интересны тем аппликантам, которые четко представляют свои интересы и дальнейший путь развития карьеры. Вне зависимости от того, работаете ли вы в сфере финансов, производства, туризма или искусства, сегодня у вас больше шансов найти для себя специализированную программу, чем когда бы то ни было. И вариантов появляется все больше.

Долгие годы слушатели программ МВА старались выстроить свое обучение таким образом, чтобы полученные знания и навыки пригодились им в повседневной работе. Делали они это преимущественно при помощи курсов по выбору, в то время как основа программы в абсолютном большинстве школ оставалась неизменной.

Новый тип программ МВА со специализацией в той или иной области изначально строится на основе потребностей профессионалов определенной сферы деятельности.

В Madison School of Business при University of Wisconsin, к примеру, аппликантам предлагается на выбор 14 специализаций. Спектр предложений довольно широк – от управления в сфере искусства и маркетинговых исследований до недвижимости и сетей поставок.

Декан школы Майкл Неттер (Michael Knetter) говорит, что школа сознательно стремится стать привлекательной для тех аппликантов, которые обладают четким видением развития своей карьеры.

''Сделав выбор в пользу такого специфичного сегмента рынка, мы теперь можем предложить им образование высокого качества со специализацией в интересующей их области'', - говорит он.

Школа Rutgers Business School при State University of New Jersey предлагает своим слушателям программу МВА со специализацией в области фармацевтики. Школа сотрудничает с рядом фармакологических компаний, среди которых Johnson & Johnson и Merck and Roche.

По словам декана школы Говарда Такмана (Howard Tuckman), сегодня конкуренция на рынке здравоохранения очень высока, а сам рынок стремительно растет и меняется. ''Нашей задачей было построить обучение на программе таким образом, чтобы при приеме на работу нашим выпускникам не требовалось дополнительного обучения, чтобы они могли сразу же приступить непосредственно к работе'', - продолжает он.

Такман говорит, что в школе есть специальный совет внешних бизнес-консультантов, которые регулярно дают оценку и рекомендации по текущему содержанию учебных курсов. Такой мониторинг, по мнению Такмана, абсолютно необходим, если программа стремится поддерживать свою актуальность и в будущем.

Хотя подобные специализированные программы пока предлагают в основном школы ''второй лиги'', крупнейшие игроки пристально следят за развитием этой тенденции. Если специализация оправдает себя, и предлагающие ее школы смогут расширить свое присутствие на рынке, есть вероятность, что лидеры последуют примеру своих коллег.

Совсем недавно о новом позиционировании своей программы МВА заявила и Richard Ivey School of Business. Главная концепция обновленной программы обозначена как ''межпредметное лидерство''.

Школа решила полностью отказаться от традиционного подхода построения программы на основе различных дисциплин, таких как финансы и маркетинг. Вместо этого программа Ivey будет состоять из тематических модулей, каждый из которых будет одновременно охватывать ряд дисциплин и научных направлений. Тематика модулей будет охватывать такие области, как навыки межотраслевого управления организацией, конкуренция в международных условиях и развитие навыков лидера.

Декан Ivey Кэрол Стивенсон (Carol Stephenson) уверена, что старая модель МВА больше не пригодна для того, чтобы давать выпускникам навыки, необходимые для работы в условиях современного бизнеса. ''Когда мы проанализировали ситуацию, сложившуюся сегодня в сфере бизнес-образования, мы увидели, что традиционная модель больше не дает желаемых результатов, – сказала она в интервью CNN. – Поэтому мы решили идти от обратного. Мы взяли за основу цель и построили на ее основе новое учебное содержание''.

По словам Стивенсон, многие конкуренты сегодня неотрывно следят за нововведениями Ivey, поэтому нет ничего удивительного в том, если в недалеком  будущем подобную концепцию примут за основу и программы МВА других школ.
 

Комментарии Фейсбук Вконтакте