Советы консультанта: Создание инновационной компании

Дата публикации

В предыдущей статье мы рассматривали вопрос — стоит ли продавать идею создания нового продукта. В этой статье речь пойдет о том, что потребуется, чтобы самостоятельно воплотить свое ноу-хау в бизнес.

 

Ингредиентов, которые придется замесить для создания малой инновационной компании — или, на английский манер, стартапа, — не так уж много. Вот они: все та же идея, команда разработчиков, команда маркетологов и менеджеры.

 

Идея

 

Для того чтобы блюдо получилось, недостаточно, чтобы идея была хорошая и свежая. Она должна быть настолько хорошая и свежая, чтобы только появившаяся на свет компания смогла выйти на рынок и пробиться среди других, которые существуют и конкурируют друг с другом в данной области десятки лет. Удавшийся стартап — это один шанс из ста. Чтобы эта вероятность была побольше, необходимо, чтобы создаваемая продукция существенно отличалась от всего, что есть на рынке. Если это стиральный порошок, то он должен быть не такой, чтобы с ним стиралось получше, а такой, чтобы с ним теперь вообще стирать не надо было. Если вся аналогичная продукция была плоской и двухмерной, то ваш продукт должен быть объемным и трехмерным. Другими словами, идея должна ломать все сложившиеся представления, добавлять новое измерение к тому, что было до этого.

 

Команда разработчиков

 

Недостаточно, чтобы команда разработчиков была грамотной и квалифицированной. Она должна быть самоотверженно преданной общей идее и единой в общем желании победить. Атмосфера стартапа — это редкое сочетание дружбы и профессионального сотрудничества, а люди, создающие эту атмосферу, обязательно творческие личности, ведь им приходится создавать нечто абсолютно новое. Обычно свет в их маленьком офисе не гаснет до утра, кофе и сигареты — основной расходный материал, а цена успеха — мешки под глазами, отсутствие выходных и отпусков.

 

Команда маркетологов

 

Говорят, что настоящий продавец — это тот, кто сможет продать снег эскимосам. Здесь задача посложнее. Продавать и продвигать на рынок абсолютно новый продукт непросто, а на начальной фазе, когда продукта вообще нет, а продавать уже надо, — еще сложнее. А если речь идет о мире высоких технологий, то все осложняется тем, что продукт не существует сам по себе — необходима его совместимость и системная интеграция с существовавшим до этого программным обеспечением и оборудованием. По-английски эта проблема называется installеd base (парк установленного оборудования). Однажды, выступая после Билла Гейтса на одном из форумов, известный гуру высоких технологий Энзо Торрези — человек, которого называют пионером Силиконовой долины, в оправдание задержки очередной версии операционной системы Windows произнес фразу, которая мгновенно вошла в историю: “Бог создал мир всего за семь дней только потому, что ему не надо было заботиться об installеd base”. Этот афоризм достаточно точно передает положение вещей: на пути от технологии к продукту основное время занимает системная интеграция и поддержка installed base. Очень критичным является своевременное понимание требований рынка к новому продукту по совместимости c installed base, а также приоритетов в этих требованиях. Эта сложная задача ложится на маркетологов и всю бизнес-команду.

 

Менеджеры

 

На менеджеров ложится самая большая нагрузка: фактически менеджеры стартапа — это антикризисные менеджеры. Им приходится все создавать с нуля и сразу. Классические бизнес-шаблоны управления, работающие в обычных компаниях, здесь неприменимы. Изначально в компании не существует никаких бизнес-процессов, процедур, никакой структуры — просто ничего. Менеджеры постоянно находятся между молотом и наковальней — разработчиками и инвесторами. На любое научно-техническое творчество нужно время и деньги, а инвесторам всегда нужен готовый продукт и быстрая отдача. Этим ребятам не до творчества. Менеджерам нужно постоянно искать золотую середину между сохранением творческого духа и жесткой дисциплиной, между тем, что хочется, и тем, что можно успеть. Приходится принимать жесткие решения, отсекать перспективные направления, чтобы выжить.

 

Планирование затруднено. Любой инновационный проект несет в себе множество неожиданностей, которые почти невозможно предсказать. И тем не менее без планирования и жесткой дисциплины не существует бизнес. Приходится опираться на интуицию и верить в собственный пророческий дар. Их так и называют — менеджеры-визионарии.

 

Конечно, не все эти ингредиенты стартапа есть у основателей с самого начала. Обычно маркетологи и менеджеры присоединяются к разработчикам позже. Часто на начальном этапе каждый человек играет роль сразу нескольких и те функции, которые в “нормальной” компании выполняются пятью разными людьми, в стартапе выполняет один несчастный.

 

Запас времени

 

По моему опыту, средний срок годности стартапа — пять лет. Это то время, которое отведено команде стартапа и в которое необходимо уложиться. В течение этого времени компания либо станет успешной и вспорхнет высоко, перестав быть стартапом, либо… погибнет мучительной голодной смертью.

 

Для того чтобы последнего не случилось, пять лет придется потрудиться на славу. За это время компания должна создать коммерческий продукт, выстроить систему продаж, убедить рынок, что он (рынок) нуждается в новом продукте, и начать приносить прибыль.

 

Пять лет — много это или мало? Вспоминается известная песенка про пять минут с аналогичным риторическим вопросом. Для академических ученых, привыкших к масштабным и эпическим НИОКРам, пять лет, безусловно, очень мало. Но в мире высоких технологий, где каждая хорошая идея витает в воздухе и может быть подхвачена конкурентами, а программное обеспечение устаревает, не успевая толком появиться, — это очень много.

 

Итак, если с учетом вышесказанного вы все еще чувствуете в себе предпринимательский азарт, сформировать и вести за собой команду единомышленников и готовность превратить идею в коммерческий продукт, то вам не помешает узнать, что всего этого мало. Не хватает одного ингредиента, о котором мы пока ничего не сказали. Для превращения идеи в бизнес нужно серьезное финансирование. Как найти инвестора и убедить его, что ваше изобретение может стать успешным бизнесом? Кто вкладывает деньги в идеи и как это происходит?

 

Артем Юхин

основатель и директор по технологии компании A4Vision, эксперт по инвестициям международного венчурного фонда MyQube

 

vedomosti.ru

Комментарии Фейсбук Вконтакте