Социальная ответственность бизнеса.

Дата публикации

Я здесь выступлю в двух лицах: не только как советник Ректора Академии, но и как координатор Международного клуба директоров. Это общественная организация, которую академик Аганбегян создал в 1983 году, тогда он назывался Всесоюзный клуб директоров промышленных предприятий. Когда Союз рухнул, то членство в клубе сохранили директора всех республик бывшего Советского Союза, включая Балтию. Тогда на сессии в Ташкенте Клуб был переименован в Международный клуб директоров. Он стал практической школой рыночной экономики для многих директоров. Первыми слушателями бизнес-программ, которые начались в Академии, были директора, именно те, кого в прессе называли красными директорами, - как только их в прессе не называли. Если помните, тогда бирж у нас было больше, чем во всем мире. Одним из организаторов бирж, сейчас это, наверное, подзабыли, был Боровой. Он тогда много выступал в СМИ, заказывал PR акции - денег было много - директоров он вообще назвал "ленивыми приказчиками". Настоящие директора никогда не отвечали на такие отзывы в прессе. Они считали это ниже своего достоинства. Они просто собирались на достаточно закрытые заседания, которые проводились несколько раз в год в Международном клубе директоров, где очень конкретно изучали рыночную экономику. Потом были стажировки за рубежом. Результат этой деятельности, которая никак не освещалась в прессе, - из 120 членов Клуба директоров фактически только 3 потеряли свои предприятия: первое предприятие - это Улан-Уденский самолетостроительный завод. Это была первая крупная потеря. Скупили акции этого завода, потому что один из цехов выпускал наши самые мощные военные вертолеты, и американская компания в тихую скупила эти акции с тем, чтобы закрыть вертолетный цех, и тем самым ликвидировать на международном рынке конкурента. После этого события Клуб собрался на свое заседание, где обсуждалась тема, как избежать подобных инцидентов. К сожалению, избежать не удалось: еще два предприятия потеряли контрольные пакеты акций.

 

Что такое практическая школа рыночной экономики? Клуб идет как бы впереди российской экономики, по крайней мере, в своей образовательной деятельности. Только сейчас мы начинаем встраиваться в мировую экономику и обсуждать корпоративный кодекс, то, что называется управлением корпорацией. Почему мы начали этим заниматься? Мы сейчас связываем это с социальной активностью бизнеса, социальной ответственностью. На самом деле, по-моему, дело немножечко глубже. Очень остро стоит вопрос о вступлении России в ВТО. По оценкам экспертов, мы теряем в год от не членства в этой организации до 4 миллиардов долларов, потому что против России действует 120 квот, дискриминационных ограничений. Это не просто желание вступить в эту организацию, быть в цивилизованном сообществе, где уже 140 членов, это подчинение общим правилам, которые включают не только определенные нормы и стандарты поведения на рынке, в торговле, но и то, о чем сегодня сказал Абел Гезевич, социальную ответственность бизнеса как ее понимает Запад. Это не просто благотворительность, это шире - это материальная база общества, гражданского общества, к которому мы идем, и без принятия корпоративного кодекса вход в ВТО закрыт. Социальная ответственность бизнеса сегодня остро востребована, она идет не где-то в последних рядах, а идет в первоначальных строчках.

 

Недавно в Смоленске проходила очередная сессия Международного Клуба директоров, которая была посвящена корпоративному управлению. Там были Круглые столы с приглашением всех директоров Смоленской губернии, открывал сессию губернатор Александр Дмитриевич Прохоров. В Смоленской области достаточно интересный директорский корпус, там много предприятий ВПК, которые выстояли, там идет интересная политика поддержки отечественного товаропроизводителя. Они ввели рейтинговое соревнование, которое включает все позиции корпоративного управления, в том числе и социальную ответственность бизнеса. Что было интересного? Очень разные точки зрения, потому что разные предприятия, нет соответствующего законодательства. Даже были такие вещи: платить или не платить дивиденды. Для западного топ-менеджера это смешно, т.к. противоречит законодательству. А у нас был спор, потому что есть щели, и не платить дивиденды сейчас выгодно. Есть позиции, по которым их выгодно платить, потому что есть схемы, которые позволяют их выплачивать 13,14, 15-й и т.д. зарплатой.

 

Я хочу привести несколько примеров социально ответственного бизнеса. Первый – «Трехгорная мануфактура», которую возглавляет Надежда Августовна Балановская. Если вспомните дикую приватизацию, тогда мэром столицы был Гавриил Харитонович Попов. Он буквально вцепился в Балановскую: отдай социальную сферу городу. Приватизация у нее шла по второму варианту. А что такое социальная сфера? «Трехгорка» - это женский коллектив. И социальная сфера - медпункты, детские сады, пансионаты для женщин-работниц, жилье. Попов ее убеждал, что, если ты вступаешь в рынок, то ты должна сбросить социальную сферу, потому что это твои путы, у тебя не будет дивидендов. Балановская - умная, обаятельная женщина, она сказала ему: не я ввела эту сферу - это Прохоровская мануфактура, и Прохоров все это создал для своих рабочих, вот такой капиталист-кровосос. Я как директор иду обратно вспять от социализма к капитализму, и почему я должна сбрасывать социальную сферу и строить непонятно какое общество, какое благополучие на полной разрухе экономики России. Балановская. понимала, что не существует единого рецепта рыночной экономики, рыночная экономика очень гибкий механизм, который адаптируется к различным условиям, к различным коллективам. Она сохранила свой коллектив, квалифицированный коллектив, никто от нее не ушел. До дефолта наш рынок был забит дешевым турецкими товарами, и качественная продукция «Трехгорной мануфактуры» не пользовались спросом, потому что турки и восточные тигры, прежде всего Китай, гнали более дешевые, чем у нее товары. Она понимала, что это недолговременно, что люди вернутся к качественной продукции. Что она сделала? Она четко выстраивала стратегию выживания предприятия, создала аналитический центр, начала изучать спрос на Западе. И поймала очень тонкую вещь: на Западе сейчас очень высокие гигиенические сертификаты к одежде. Хлопок это прекрасно, но у хлопка есть кое-какие дефекты, а вот смеска хлопок и лен в определенной пропорции это то, что способствует здоровью, т.е. то, что нужно западному рынку. Она это поймала, несмотря на то, что не было зарплаты, дивидендов. Как она выживала? Продавала продукцию по бартеру. Она поставляла свою продукцию, а ей - сельскохозяйственное сырье, не деньги, а что надо в конкретный момент, в общем, выживала. Она уловила новую тенденцию. Как только случился дефолт 17 августа, Балановская опередила всех конкурентов, и вышла на западный рынок с этой смеской. Вот что такое грамотный менеджер, который работает по корпоративному кодексу, соблюдает принципы социальной ответственности. Корпоративный кодекс –это не какой-то символ, это рабочий инструмент, который помогает встраиваться каждому предприятию в существующие рыночные ниши. Только нужно грамотно, умело их найти и использовать для себя.

 

Возвращаясь к Международному клубу директоров, хочу сказать, что сейчас они начали работать по международному стандартному корпоративному кодексу, который включает себя все те многочисленные параметры, которые начинают сейчас обсуждаться и в нашей Федеральной комиссии по ценным бумагам. Наконец-то поняли, что без этого мы останемся на обочине цивилизованной глобальной экономики, потому что вход закрыт. Это - инструмент вхождения в ВТО.

 

Балановская - это не один пример. Вот алмазная компания, алмазы России САХА. Компания работает на международном рынке, и была вынуждена ввести корпоративный кодекс, проверенный западными аудиторскими фирмами, она по нему живет и работает. Компания содержит не только себя, но и на 70% Якутию - это 1/5 часть России. Она содержит почти всю разведку твердых полезных ископаемых, это уже некоторая часть в экономике России. Выстраивается цепочка: сильная корпорация, сильный регион, сильная Россия. Социальная ответственность бизнеса - это не благотворительность, благотворительность рассматривается в этой системе, как одна из позиций. Например, один смоленский электромашиностроительный завод, не афишируя свою деятельность, содержит Школу искусств, отправляет детей на зарубежные конкурсы. Существует как бы система социальной ответственности бизнеса, где столько-то позиций, и одна из них - благотворительность идет через запятую, как составляющая взаимоотношения с сообществом там.

 

То, что Академия выступает сейчас с идеей создания такого общественного Центра - это очень полезная и ценная инициатива и Международный клуб директоров ее поддерживает. Они даже делегировали несколько человек в состав этого Центра, чтобы помогать в разработке документов.

 

Ильинская Надежда Владимировна

Академия народного хозяйства при Правительстве РФ

 

navigator.ane.ru

Комментарии Фейсбук Вконтакте