Опыт не бывает лишним. Соискателю важно правильно о нем рассказать

Дата публикации

Встреча с хедхантером подразумевает, что менеджер достиг успеха в карьере и его профессиональный опыт востребован на рынке. Однако не так просто описать весь свой карьерный путь в течение времени, отведенного на встречу.
Несколько лет назад Георгий Чкареули, который сегодня возглавляет управление инвестиций "Антанта Капитал", претендовал на позицию финансового директора. К тому времени у него был разнообразный опыт работы. Не хватало одного — он никогда не работал финансовым директором. "В то время я работал в инвестиционном банке и занимался прямыми инвестициями, — рассказывает Чкареули. — Поэтому на встречах с рекрутерами я говорил, что работал "на другой стороне баррикад" и знаю, как мыслят инвестиционные банкиры, знаю, что они будут требовать от меня, если я буду работать финансовым директором". В итоге Георгий получил желаемую должность.
Как отмечает Галина Мельникова, генеральный директор компании HR Partners, хедхантер не менее занятой человек, чем менеджер, и стремится выявить успешного кандидата как можно быстрее. "Профессиональный консультант уже в течение первых 3-5 минут составляет для себя первое впечатление о кандидате", — говорит Мельникова. В самом начале встречи важно даже то, как человек вошел в переговорную комнату, как представился и начал беседу. Излишняя напористость и желание сразу взять инициативу в переговорах в свои руки, продолжает эксперт, могут оставить негативное впечатление.
Но как отмечает Никита Прокофьев, консультант по подбору юридических кадров компании Pynes & Moerner, излишняя застенчивость и пассивность также не способствуют достижению желаемого результата. "Иногда личностный и профессиональный портрет кандидата может сложиться после полуторачасовой беседы, — отмечает Прокофьев. — Впечатление от таких кандидатов не самое лучшее, поэтому важно, чтобы, идя на встречу с рекрутером, менеджер был готов к разговору".
Валентина Янкина менеджер проектов компании Ward Howell International утверждает, что свой профессиональный опыт нужно освещать выборочно, но максимально честно. Например, когда менеджер претендует на позицию коммерческого директора, он должен рассказывать о своем успешном опыте в продажах. При этом наличие опыта работы в маркетинге, финансах и, например, управлении персоналом не станет препятствием, если кандидат сможет логично объяснить такое разнообразие знаний. "Российский рынок труда очень подвижен, и не так часто можно встретить кандидатов, которые все время работали в одной отрасли, изредка меняя место работы", — комментирует Людмила Максимова, консультант хедхантинговой компании Morgan Hunt. По ее словам, рекрутеру важно, чтобы кандидат мог логически объяснить, почему он менял места работы и каких целей стремился достичь.

Продать себя

Эксперты утверждают, что описание своего профессионального опыта во многом напоминает процесс продаж. "На интервью соискатель продает свои знания — и должен хорошо знать свой товар", — утверждает Вера Александрова, психолог-консультант консалтинговой компании АНКОР. В свою очередь, Сергей Лепнухов, управляющий по внешним связям российского представительства компании Nike, советует начинать описание профессионального опыта с рассказа о ярких проектах, в которых доводилось участвовать кандидату. При этом в рассказе нужно четко обрисовать свою роль, а также достигнутые результаты. "Нудное пересказывание своего резюме вряд ли подействует на рекрутера, — говорит Лепнухов. — А заранее подготовленный рассказ об успешных проектах остается в памяти". При этом эксперт полагает, что не важно соблюдать хронологическую последовательность. Важнее подчеркнуть достигнутые результаты, подкрепив их по возможности статистикой. "Это может быть динамика роста продаж или скорость разработки и внедрения нового продукта", — говорит Лепнухов. Однако эксперты предостерегают от чрезмерного подчеркивания своей роли в достижении тех или иных результатов. Никита Прокофьев из Pynes & Moerner отмечает, что профессиональный рекрутер всегда может повернуть беседу в нужное ему русло и "среди красивых слов о достижениях выявить нужные ему факты из биографии кандидата". Поэтому, по его мнению, кандидат на руководящую должность должен говорить предельно конкретно: о том, как именно была построена работа в реализованных проектах, какая и на ком из подчиненных лежала ответственность. "Это должен быть логичный рассказ, который было бы правильно завершить объяснением того, почему кандидат оказался на собеседовании", — добавляет Прокофьев.
В карьере любого успешного менеджера всегда случаются просчеты. Сергей Лепнухов из Nike отмечает, что на собеседовании с профессиональным рекрутером практически невозможно уйти от неприятного вопроса о неудачах в карьере. Однако он считает, что даже такой вопрос можно использовать с пользой для себя. "Тем и отличается успешный менеджер, что может сделать правильные выводы из собственных ошибок", — говорит Лепнухов. Поэтому он советует подготовить рассказ об одном-двух случаях допущенных ошибок, сделав акцент на том, как удалось их исправить.

Задавайте вопросы

По мнению Галины Мельниковой, ничто так не отличает опытного менеджера, как вопросы, которые он задает на встрече с рекрутером. А Валентина Янкина говорит, что даже первое тусклое впечатление о кандидате может измениться в лучшую сторону, когда он начинает интересоваться вакансией и особенностями бизнеса работодателя. "Профессиональная деятельность влияет на стиль поведения менеджера, — комментирует она. — Например, финансисты часто кажутся замкнутыми, однако их опыт и мотивация проявляются ярко, когда они интересуются, какие задачи им придется решать на новом месте".
Один из менеджеров Росбанка утверждает: "Умение правильно задавать вопросы говорит о том, что вы умеете грамотно формулировать задачи, а это необходимый навык любого менеджера, — говорит собеседник "Ведомостей". — В свое время на одном из собеседований мне с помощью вопросов удалось понять, что в компании неэффективная система бюджетирования. Знание тонкостей бизнеса позволило уже на собеседовании дать первоначальные рекомендации по улучшению работы. В итоге я получил должность".
Сейчас Георгий Чкареули снова в некотором смысле оказался по другую сторону баррикад. По его словам, ему приходится много заниматься отбором персонала. "Много людей приходят с неоднозначным резюме. Я смотрю, чтобы в профессиональном опыте кандидата было хотя бы одно место работы, соответствующее открытой вакансии. И чтобы кандидат проработал на нем не менее года", — утверждает он.

Комментарии Фейсбук Вконтакте