Скользкий путь преподавания этики

Дата публикации

В Columbia University недавно состоялась премьера театральной постановки на тему высокой морали и нравственности. Аудитория состояла из слушателей программ МВА. Спектакль назывался "Случай на скользком пути". Главный герой - работник инвестиционного банка, попавший в непростое положение. На него оказывают давление, требуя фальсифицировать бухгалтерские отчеты для сокрытия внебрачных связей его босса. Кульминация мини-драмы наступает, когда актеры обращаются к аудитории, спрашивая у нее совета о дальнейших действиях героя.

С помощью такого представления Columbia попыталась активизировать аспекты этики в содержании своих программ МВА. Прошло уже три года после первой волны скандалов, связанных с уличением выпускников МВА в корпоративном мошенничестве, а многие бизнес-школы все еще стараются найти более эффективные пути для преподавания этики своим слушателям.

"Во многих школах этика так и не стала одной из главных составляющих программ МВА, - говорит Крейг Смит (Craig Smith), помощник декана London Business School, где этика является обязательным курсом на программах full-time MBA и Executive MBA. В лучшем случае этика дается как курс по выбору, где слушателям читают морали.

Несмотря на то что руководителям компаний сегодня предъявляют все более высокие стандарты поведения, слушатели и профессора бизнес-школ встречают дополнительные требования по этике в штыки. Некоторые преподаватели отказываются вставлять занятия по этике в уже переполненное расписание, а слушатели жалуются на то, что уроки этики превращаются в скучные проповеди. В Carnegie Mellon University некоторые слушатели выступили с протестом против обязательного курса этики, потому что, по их мнению, корпоративным рекрутерам нет до этого никакого дела, а значит, найти работу этика не поможет.

Когда я впервые написал в Wall Street Journal о преподавании этики в бизнес-школах, некоторые из этих программ только формировались. В свете возросшего интереса к этике и скандалам, связанным с финансовыми отчетами Boeing, American International Group и других компаний, я решил нанести повторный визит в некоторые из школ, чтобы проследить, как они продвинулись в плане преподавания этики.

Columbia, несомненно, разработала самую амбициозную в истории программу по этике. Она же оказалась самой тернистой. Что же пошло не так? В первую очередь, главным недостатком оказалась ее оригинальная, но слишком запутанная структура. Columbia запустила специальный курс, по окончании которого слушатели сдавали экзамен и получали баллы, но большинство занятий этого курса проходили в рамках других обязательных дисциплин, таких как финансы, процессы и экономика.

"Когда профессора сказали, что ядром содержания следующего учебного модуля будет этика, студенты посчитали это слишком надуманным и стали пропускать много занятий, - говорит Мэтт Вонг (Matt Wang), слушатель второго года программы Columbia MBA. - Более того, большинство было против дифференцированных оценок за курс. Получившие низкий балл опасались, что их будут после этого считать плохими людьми". (В прошлом году Columbia стала оценивать экзамен по этике по системе зачет/незачет.)

В этом году обновленная программа под названием "Личность, бизнес, общество. Уступки, выбор и отчетность" больше не является отдельным курсом с финальным экзаменом и итоговой аттестацией. Однако профессора в рамках других обязательных дисциплин все же должны уделять внимание вопросам этики. Это касается, например, справедливого ценообразования и ограничений в "управлении прибылью" в финансовой отчетности.

"Мы уверены, что этику следует преподавать в контексте наших основных курсов, - говорит Пол Глассерман (Paul Glasserman), старший заместитель декана бизнес-школы Columbia. - Когда на занятиях мы рассматриваем статистику, я объясняю, что любую информацию можно представить в ложном свете". Обновленная программа также включает в себя разнообразные мероприятия, в числе которых есть пьеса о нравственности, выступления приглашенных экспертов и обсуждения за круглым столом.

Главный редактор школьной газеты Bottom Line Оливия Ральстон (Olivia Ralston) считает, что все эти занятия "недостаточно связаны между собой", а некоторые профессора относятся к этике как "к требованию администрации", поэтому слушатели не принимают этику всерьез. Они не понимают, что с вопросами этического плана им еще придется сталкиваться в своей карьере. Критические рецензии Ральстон по специальным мероприятиям в Columbia неоднозначны. Дискуссия по законам Сарбейнс-Оксли (Sarbanes-Oxley) показалась ей "слишком скучной", а обсуждение кейса по проявлениям расизма на рабочем месте оказалось "занимательным".

Если откровенно, то Columbia все же заслуживает похвалу за сохранение этики в содержании своих обязательных курсов программы МВА. Возможно, именно такой подход, в котором этика проявляется в социальной ответственности и корпоративном управлении, окажется наиболее эффективным. "Проблема в том, что этика – это слишком значительное слово, - говорит доктор Глассерман. Мы лишь хотим помочь нашим слушателям оставаться честными в своей работе. Мы не учим их отличать хорошее от плохого".

В рамках нового курса Harvard Business School, который называется "Лидерство и корпоративная отчетность", вопросы этики рассматриваются в широком контексте, но все же это неплохое начало. Обучение проходит по характерной для Гарварда кейсовой методике, а курс содержит разделы по личным ценностям, лидерству, вопросам управления, а также по юридической, экономической и моральной ответственности компаний по отношению к владельцам акций. "Курс проходит успешно, - говорит студент Гарварда Джулиан Фленнери (Julian Flannery), - потому что вместо философских размышлений он демонстрирует, как уроки этики могут применяться в реальном мире". В числе кейсов, рассматриваемых на программе, есть падение компании Enron, стратегия по восстановлению WorldCom, отравление лекарствами Tylenol, а также неприятности компании Royal/Dutch Shell в Нигерии.

Профессор Линн Пейн (Lynn Paine) считает, что для этики стоит выделить отдельный курс, потому что во время обсуждения на других занятиях "вопросы этики легко заглушаются". "Интеграционная модель кажется неплохой, но у многих профессоров нет соответствующего образования по этике и трактовке законодательства, - говорит она. - Этика – очень странная вещь. Может показаться, что преподавать ее может каждый, ведь у всех нас в жизни возникали проблемы этического плана. Но вы же не можете преподавать маркетинг только потому, что ходили в магазин".

 


Комментарии Фейсбук Вконтакте