Знания - по проводам. Интервью с Михаилом Иоффе, ректором "Синергии"

Дата публикации

Во всем мире сегодня идет борьба за рыночные ниши. Дистанционное образование как форма передачи знаний приобретает сегодня и в мире, и в России определяющее значение. Почему? Причиной тому демографический спад, говорит ректор "Синергии", доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН Михаил Иоффе. Но этот вид образования в России пока еще уступает западному. Почему и что нам нужно сделать, чтобы работать на опережение, мы попросили рассказать Михаила Иоффе.

– Михаил Яковлевич, как вы думаете, преодолен ли сегодня наш традиционный скепсис к дистанционному образованию?

– Мы проанализировали дистанционное образование у нас в стране и пришли к неутешительному выводу: дистанционное образование в массе своей у нас пока еще находится не на очень высоком уровне. Конечно, у нас есть высшие школы и школы бизнеса, которые проводят такую форму обучения на высоком уровне. Но в массе вузов действует система еще советского типа, напоминающая заочную форму обучения с неполным использованием Интернета.
На наш взгляд, основной смысл дистанционного образования заключается не только и не столько в том, чтобы разработать систему передачи информации и технологии обучения с использованием Интернета (это достаточно известно как на Западе, так и у нас), а подготовить высококомпетентные, высокопрофессиональные самообучающие электронные методические пособия, которые бы позволили слушателям самостоятельно обучаться и совершенствоваться. Мы исследовали имеющуюся учебно-методическую литературу и пришли к неутешительному выводу – это зачастую небольшие по объему брошюрки по предметам. Они призывают слушателя как можно быстрее освоить азы той или иной дисциплины.
На самом деле в этом заключена колоссальная гипертрофия дистанционного образования. Это все равно что для нерадивых школьников выпускать комментарии литературных критиков. Или комиксы "Анна Каренина". Контрольные вопросы, тесты и экзамены тоже ограничены материалом этой маленькой брошюрки. Если мы хотим иметь качественное образование в рамках дистанционной формы обучения, необходимо срочно обратить внимание на подготовку методических пособий в электронном виде, сделав акцент как на их содержании, так и на интерактивных методах, позволяющих студентам (слушателям) творчески обучаться самостоятельно.

– На Западе ситуация лучше?

– За рубежом к дистанционному образованию относятся очень серьезно. Из 80 школ, аккредитованных в АМВА (Международная ассоциация программ МВА, Лондон), например, только 8 используют дистанционную форму обучения. Почему? Во-первых, потому что создать самообучающие учебники адски трудно. Во-вторых, потому что в Европе страны по площади небольшие, все школы сосредоточены близко, это не Россия. И все они в основном ориентированы работать на чужой территории. Сегодня их интересуют Юго-Восточная Азия, Китай, Тайвань. Чтобы охватить как можно больше иностранных абитуриентов, они сейчас переходят на несколько языков. Я знаю, что в некоторых школах за рубежом готовятся дистанционные программы МВА на русском языке. Идет демографический спад, в результате чего будет сокращаться количество студентов по очной форме обучения. Молодежь будет стремиться работать и учиться одновременно, расширятся последипломное образование и система повышения квалификации. Кто вложит сегодня деньги в развитие дистанционной формы обучения, тот сможет значительно расширить спектр и объем предоставляемых образовательных услуг в дальнейшем. Но даже не это главное.
Для чего мы затеяли дистанционное обучение? Прежде всего, для совершенствования всего учебного процесса по программе МВА по различным формам обучения, включая дневную, вечернюю и заочную. Для развития творческих способностей студентов, формирования их индивидуальности. Это сегодня головная боль любого вуза России, в которых основную долю в обучении занимают лекции, и некоторые из них зачастую читают не всегда высококвалифицированные преподаватели, особенно в регионах. Студент отучился работать самостоятельно.
Причина этого – отсутствие или недостаточное количество самообучающих электронных учебников. Когда они появляются при создании дистанционной формы обучения, их можно спокойно использовать для расширения и повышения эффективности самостоятельной работы по любой другой форме обучения. Преподавателей можно будет больше ориентировать на индивидуальное консультирование, а студентов – на творческое самообучение. И тогда, возможно, разрешится еще один существенный конфликт между нашей программой МВА и зарубежной. По российским стандартам, в программе МВА должно быть не менее 1000 академических часов аудиторных занятий. Наши коллеги из АМВА сделали нам замечание при аккредитации этой программы – у них принято не более 500 часов.

– В чем, на ваш взгляд, сегодня существенное преимущество в программах дистанционного образования за рубежом?

– Мы сотрудничаем с британским университетом Дарем, который уже несколько лет реализует эту программу с нашим Институтом экономики и финансов "Синергия" на базе долгосрочного партнерского соглашения. Первый год на нашей базе слушатели осваивают часть учебного плана с помощью российских тьюторов без участия представителей из Англии. Со второго года слушатели переходят на прямые связи с британскими тьюторами через Интернет. Зачем мы пошли на контакт с известным британским вузом? Прежде всего для того, чтобы досконально изучить опыт по организации, технологии и содержанию дистанционного обучения в рамках программы МВА, который достаточно серьезен и является одним из передовых в Европе.
Мы отработали эти методики, пропустили их через себя и только тогда поняли, что полезного мы можем взять у них. Мы подобрали авторский коллектив из числа наших ведущих преподавателей по программе МВА и вложили немалые деньги в создание самообучающей электронной методической базы. Электронные учебники строго структурированы. Какие это дает преимущества? Во-первых, для всех дисциплин структуризация типовая, единая. Дисциплины делятся на 3–5 модулей (тем). Каждый модуль делится на 3–5 блоков (разделов). В каждом разделе рассматриваются десятки вопросов. Все дисциплины сопровождаются методическими инструкциями, позволяющими быстро ориентироваться в содержании учебника для его лучшего усвоения.
В итоге мы получили такие самообучающие пособия, в которых студент быстро ориентируется и использует для самоконтроля знаний многочисленные контрольные вопросы, тесты, кейсы и т.п. И еще одна немаловажная вещь: учебники создавал единый коллектив, что позволило создать глоссарий терминов. А то у нас сегодня такая ситуация, когда каждый преподаватель по своей дисциплине интерпретирует один и тот же термин как ему вздумается, внося путаницу и неразбериху в изучение слушателями разных дисциплин.

 

Комментарии Фейсбук Вконтакте