"Вытягивают" ли бизнес-школы неуспевающих?

Дата публикации

Учитывая то, что только за привилегию обучаться на дневной программе МВА кандидаты готовы выложить от $20000 до $50000 в год, многие наверняка задумывались над тем, что она может оказаться им не по силам. Причин может быть великое множество, и предусмотреть абсолютно все не может никто. 
Конечно, слушатели программ МВА высоко мотивированы, преподаватели и администрация высокопрофессионально ведут их к получению степени, а процедуры отбора настолько строгие, что случаи провала довольно редки.
Салли Джагер (Sally Jaeger), помощник декана программ МВА школы Tuck School при Dartmouth College, говорит, что за три года работы лишь один слушатель ушел из школы из-за проблем академического характера.
Администратор одной из ведущих школ прокомментировал это так: "В США ситуация такова, что самую большую сложность процесса получения степени МВА представляет именно поступление. Как только вы попадаете туда, вы просто не можете не добиться успеха".

Отчисления за вычисления

Это вовсе не значит, что обучение на программе МВА не представляет никакой сложности. Напротив, интенсивность программ обычно настолько высока, что многим с трудом удается "держать темп". Стоит лишь немного расслабиться – и последствия могут быть весьма серьезными.
Тех слушателей, которые не смогли набрать минимального количества баллов по дисциплинам, особенно если речь идет о предметах основного курса, ждет по меньшей мере пересдача и, вероятно, долгий и неприятный разговор с директором программы. Иногда даже одного провала на пересдаче достаточно, чтобы слушателя документально заклеймили фразой "persistent failure" и попросили покинуть программу.
"Большую трудность представляют такие предметы, как статистика и финансы, где нужно много считать", - говорит Билл Лайтфут (Bill Lightfoot), помощник декана по программам последипломного образования International University of Monaco. Этот факт общеизвестен. По словам Лайтфута, каждый год 3 или 4 из 30 слушателей на его программах испытывают серьезные затруднения с математическими дисциплинами. Представители бизнес-школ говорят, что такие проблемы особенно актуальны первые несколько месяцев обучения, когда основные курсы проходят очень интенсивно, с большим упором на математические дисциплины.
По словам Майкла Каплана (Michael Caplan), директора службы поддержки студентов в американской бизнес-школе Cox, одна из причин этой проблемы в том, что слушатели просто потеряли свои академические навыки и привычку учиться. "Эти люди провели без учебной деятельности по крайней мере несколько лет, и теперь они оказались за пределами своей зоны комфорта, - говорит он. - Нужно помнить о том, что это люди - "type A". Они не привыкли проигрывать. Они даже не привыкли получать оценки ниже "отлично".

Зимняя хандра

Вне зависимости от истинных причин академических проблем, все они легко предсказуемы и случаются примерно в одно и то же время года. Большинство из них приходится на конец ноября и начало декабря, вне зависимости от того, длится программа один или два года. В это время эйфория от успешного поступления и энергетический всплеск после начала занятий сходят на нет, и слушатели остаются один на один с изнуряющими занятиями и собственными терзаниями о том, правильный ли выбор они сделали. Масла в огонь подливают холодная погода и простуды.
Интересно, что статья готовилась как раз в этот период, но все попытки связаться со слушателями, испытывавшими подобные проблемы, были напрасными. Бизнес-школы оставались непреклонны.
Одновременно с этим представители преподавательского состава и администрации в один голос повторяли, что обычно их слушатели открыто обсуждают с ними свои проблемы. И добавляли, что, конечно же, о всех сложностях и препятствиях их предупреждают заранее. Говорили им и о том, на какую помощь они могут в этом случае рассчитывать.
Доктор Лайтфут также отметил, что хотя в целом тенденция разнообразия в составе классов МВА является положительной, она может быть возможной причиной некоторых проблем. Язык и терминология, к примеру, могут создать дополнительные трудности даже для самых ярких иностранных слушателей.
Найти способ решения этих проблем – одна из основных задач, стоящих перед бизнес-школами. Они желают успеха своим слушателям не меньше их самих, уделяя вопросам помощи и содействия большое внимание. Ключ к пониманию и решению большинства проблем, считают школы, заключается в эффективной предварительной оценке кандидатов и знакомстве с ними, для того чтобы определить, кто из них в наибольшей степени подходит для их интенсивной программы. Декан школы Tuck, проработавшая до этого девять лет в приемной комиссии, старается поддерживать со своими бывшими коллегами тесное сотрудничество, особенно на этапе предложений. Некоторые кандидаты могут получать так называемые условные предложения, требующие прохождения летних подготовительных курсов или ориентационных занятий. Она также старается много общаться с преподавателями, чтобы быть в курсе успеваемости слушателей и знать, кому из них может потребоваться помощь.

Помощь всегда под рукой

Для оказания помощи студентам в школе Tuck разработана специальная трехуровневая система. С самого начала студенческие группы формируются особым образом, где учитывается не только этническая принадлежность, но и профессиональные навыки. В результате в каждой группе есть слушатель с опытом финансиста и слушатель с другими вычислительными навыками. Далее, преподаватели максимально задействованы в совместной со своими слушателями учебной деятельности, помогая им продвигаться по программе. По каждому предмету основного курса проходят еженедельные "обзорные" собрания, которые ведут либо один из преподавателей, либо слушатель второго года обучения. И третье, по тем предметам, с которыми у них возникают сложности, слушатели могут попросить помощь тьютора. Занятия с тьютором проводятся индивидуально или в небольших группах. В роли тьютора, услуги которого оплачивает школа, выступает слушатель второго курса, которого рекомендовали преподаватели. Помощь не ограничивается по времени. Похожие схемы существуют в большинстве школ, однако где бы вы ни учились, из-за высокой интенсивности программы времени на дополнительные занятия остается крайне мало.
Французская EM-Lyon делает большой акцент на консультационных и коучинговых занятиях, активно привлекая компании, спонсирующие обучение своих сотрудников на программах формата part-time. Представители этой школы считают, что помощь сокурсников очень важна: "Если один из наших слушателей имеет квалификацию бухгалтера, мы даем ему возможность получить значимый опыт по предмету, выступая в роли помощника для других студентов".
Школа также активно смешивает своих слушателей full-time и part-time, поскольку они обладают различным опытом, и обмен в этом случае выгоден каждой из сторон. Кроме того, выпускники прошлых лет стараются "рекламировать" студентов, ищущих работу.
Есть и другие неформальные и образные пути решения проблемы. В школе EM-Lyon, к примеру, в ноябре-декабре отмечают праздник вина Beaujolais nouveau, распределяя между обучающимися социальные функции по их проведению и организуя для них непродолжительные экскурсии по "винным достопримечательностям". "Мы стараемся намечать на это время побольше общественных мероприятий, чтобы наши слушатели ненадолго оторвались от книг, - говорит доктор Эванс. - Это очень важно".
Даже если читать и думать о таких сложностях не слишком весело, хорошая новость в том, что проблемы обычно остаются в старом году. Майкл Каплан из школы Cox работал советником на протяжении 11 лет, и, по его словам, "студенты действительно возвращаются после трехнедельных каникул с более зрелыми взглядами". "Второкурсники ко мне за помощью практически не обращаются", - добавляет декан Джагер из школы Tuck.

Комментарии Фейсбук Вконтакте