Шлифовка деталей

Дата публикации

Анализ набора слушателей на краткосрочные программы, осуществляемый в этом году бизнес-школами Санкт-Петербурга, показывает возрастающую популярность малых форм обучения среди деловых людей. "Спрос на краткосрочные программы сейчас гораздо выше предложения, которое мы можем обеспечить", – отмечает директор Центра повышения квалификации менеджеров при факультете менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета Татьяна Солтицкая.
Такая тенденция прослеживается по всей России: по разным оценкам, рост отечественного рынка краткосрочного образования составляет от 15 до 55% в год. Причем было бы неверно объяснять популярность малых форм бизнес-образования их относительной (по сравнению с долгосрочными программами) дешевизной. Так, эксперты консалтингового агентства "Качалов и коллеги" одним из главных трендов на "коротком" рынке называют резкое сокращение ниши дешевых программ. То есть цена перестает быть для большинства слушателей значимым фактором при выборе программы. Малые формы обучения, в отличие от длинных программ, ориентированы на приобретение узконаправленных знаний и навыков, и в этом их главное достоинство. Очевидно, ориентируясь на запросы рынка, бизнес-школы будут и дальше сужать тематику своих "коротких" продуктов.

Основные формы

Краткосрочными считаются программы, длящиеся от одного дня до нескольких месяцев, по итогам которых выдается сертификат (а не диплом) бизнес-школы. Если еще несколько лет назад заметная часть людей, работающих в частном секторе экономики или желающих там работать, полагала, что за два-три месяца можно получить все необходимые хорошему менеджеру знания, то сейчас таких иллюзий у потенциальных слушателей нет. Клиенты бизнес-школ, как физические лица, так и корпорации, понимают, что короткие курсы позволяют решить конкретную задачу, а не овладеть профессией менеджера, и мотивы выбора краткого обучения вполне рациональны.
В зависимости от мотива слушатель выбирает одну из нескольких форм краткосрочных программ, представленных на рынке, – подготовку к сдаче экзамена для получения необходимого в профессиональной деятельности сертификата, тренинги и, наконец, семинары, иногда объединенные в более длинные модульные программы.
Распространенным мотивом поступления слушателя на курсы является получение сертификата. На такие запросы отреагировал, в частности, Международный банковский институт (МБИ), который помогает клиентам получать дипломы и сертификаты международных банковских и бухгалтерских ассоциаций. По словам директора Центра международных программ МБИ Татьяны Лебедевой, особенно популярны курсы, позволяющие практикующим бухгалтерам и финансовым директорам в сжатые сроки освоить работу по Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) и получить диплом Института финансовых аналитиков (IFA) или сертификат GAAP Международной ассоциации бухгалтеров (IAB). Любопытно, что помимо курсов МБИ внедрил сверхкороткую образовательную программу – консультацию перед экзаменом.
Для деловых людей, нуждающихся не столько в знаниях, сколько в развитии навыков, раскрытии личного потенциала, рынок краткосрочных программ предлагает самую интенсивную форму обучения – тренинги. Чаще всего их тематика связана с психологией бизнеса – лидерством, работой в команде, умением позиционировать себя в разных ситуациях. Нередко по просьбе корпоративных клиентов бизнес-школа адаптирует тренинги к специфике той или иной компании. "Мы проводим гораздо больше тренингов по заказу корпораций, чем открытых тренингов", – отмечает директор по маркетингу Стокгольмской школы экономики в Петербурге Наталья Цыганова.
Иногда краткосрочные программы играют роль первого знакомства бизнеса с потенциалом той или иной учебной организации.
Несмотря на то что ведущие бизнес-школы Петербурга накопили опыт проведения тренингов и ввиду высокого спроса сейчас успешно их продают, они не считают такие программы целевым продуктом. Для крупных игроков рынка бизнес-образования, по словам Натальи Цыгановой, тренинг – скорее возможность расширить и укрепить контакты школы в деловой сфере, нежели базовый вид деятельности. Скорее всего, со временем эта форма краткосрочных программ станет исключительной прерогативой специализированных центров, которых в Петербурге, по оценкам РБК и Begin Group, уже около 30.
Основной формой краткосрочного обучения остаются семинары. Специфика семинаров в том, что чаще всего это авторские проекты. Выбирая семинар, клиент ориентируется не только на бренд школы, но и на имя преподавателя. Кроме того, семинар в большинстве случаев интерактивен: во время его проведения слушатели периодически делятся на рабочие группы, решают кейс-тесты, получают новую информацию в режиме диалога с преподавателем.
Иногда семинары объединяются в цепочку модулей, благодаря чему образуется краткосрочная программа, которая, с учетом промежутков между модулями, может растянуться до года, – "Управление компанией" (факультет менеджмента СПбГУ), "Развитие бизнеса" (Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге) и другие. Такие программы – промежуточный вариант между семинаром и долгосрочным обучением. Бизнес-школы активно экспериментируют с промежуточными продуктами, стремясь сделать их основными в нише краткосрочного обучения. Причем для создания целостного продукта можно объединять в цепочки не только семинары, но и тренинги – над такой моделью размышляет, в частности, Стокгольмская школа экономики.

Чем уже, тем лучше

Краткосрочные программы бизнес-школ по общему менеджменту, маркетингу или стратегическому планированию могут занимать до 100 аудиторных часов. Более узконаправленные курсы по управлению проектами или персоналом, как правило, проводятся в течение нескольких дней. Слушателями таких курсов часто становятся студенты и выпускники бизнес-школ. Как отмечают игроки рынка, люди идут на подобные программы, чтобы отшлифовать и обновить уже имеющиеся базовые знания. "Законодательство, технологии, методики постоянно меняются. Жизнь не стоит на месте, и это одна из причин популярности краткосрочных бизнес-курсов", – говорит директор по общим вопросам ЦНТИ "Прогресс" Юлия Кортишко.
Впрочем, по мнению бизнеса, узконаправленные программы на самом деле еще недостаточно узки. "Компаниям чаще нужен не общий курс маркетинга, а краткосрочная программа по ребрендингу", – считает Татьяна Солтицкая. В то же время трудно сформировать узконаправленную программу, интересную одновременно представителям разных компаний и даже разных отраслей: неизбежно окажется, что специфика, необходимая тому или иному менеджеру, не учтена. Поэтому уже сейчас львиную долю слушателей краткосрочных программ составляют корпоративные клиенты и эта доля, вероятно, будет только расти.
"Наша целевая аудитория – это владельцы, а также топ-менеджмент средних и крупных компаний, – говорит Наталья Цыганова. – Часто получается так, что генеральный директор учится у нас на программе MBA и хочет, чтобы другие менеджеры компании разговаривали с ним на одном языке. Выходом становится обучение руководителей подразделений на краткосрочной программе по общему менеджменту. Происходит своего рода синхронизация". По словам Татьяны Солтицкой, сейчас Центр повышения квалификации при факультете менеджмента СПбГУ целенаправленно переориентируется на работу с корпоративными клиентами. "Если в этом году распределение мест между корпоративными и частными слушателями у нас примерно равное – пятьдесят на пятьдесят, то со следующего года факультет намерен оставить частным слушателям лишь 30% мест", – говорит Солтицкая.

Первое знакомство

Для компаний краткосрочные курсы становятся выгодным вложением капитала в персонал. "Сейчас рынок труда беден, – комментирует Татьяна Солтицкая. – Настоящий талант найти сложно. Если вы обращаетесь к хедхантерам, перекупая нужного специалиста за большие деньги, то его лояльность, скорее всего, будет низкой. Дешевле и надежнее вложить деньги в собственных сотрудников". "При этом, – подчеркивает директор по маркетингу и продажам компании IQ Consultancy Ирина Следьева, – зачастую проще дать возможность своему специалисту пройти несколько краткосрочных курсов в течение одного-двух лет почти без отрыва от производства, чем отпустить его на год-полтора для повышения квалификации и получения магистерской степени".
Таким образом, одну из возможных весьма привлекательных для бизнеса схем использования коротких программ можно назвать моделью конструктора: из разных курсов компания составляет долгосрочную программу обучения для своего сотрудника. Тем не менее часто краткосрочные программы воспринимаются в качестве дополнения, не заменяющего основного бизнес-образования. Причем иногда это дополнение не следует за длительными программами, а им предшествует – краткосрочные программы играют роль первого знакомства бизнеса с потенциалом той или иной учебной организации. Если знакомство проходит успешно, обучение продолжается в рамках более длительных программ переподготовки кадров или MBA.
Крупный бизнес, начав развивать собственные корпоративные университеты, где как раз создаются узконаправленные образовательные программы, тем не менее продолжает сотрудничать с ведущими бизнес-школами. Тому есть несколько объяснений: во-первых, даже большой корпорации сложно укомплектовать полный штат преподавателей и, как правило, такая цель даже не ставится. Изначально предполагается, что часть своей работы университет будет осуществлять с помощью аутсорсеров. Во-вторых, покупая программу известной бизнес-школы, компания повышает свой имидж в глазах персонала и рынка в целом: ведь корпорации уже конкурируют за право считаться передовыми в области развития сотрудников. Татьяна Солтицкая приводит в подтверждение этого тезиса следующий факт: "Не так давно к нам обратилась деревообрабатывающая корпорация с предложением сформировать для ее менеджеров образовательную программу. И почти сразу мы получили предложение об организации учебного курса для топ-менеджмента конкурирующей с ней компании".
Если бизнес-школы и корпоративные университеты пока не конкурируют друг с другом, то соперничество между бизнес-школами в сфере краткосрочного образования, бесспорно, нарастает. Его неизбежное следствие – все более четкая специализация предоставляемых образовательных услуг. Образовательные учреждения фокусируются на определенных формах и тематике программ, а также на группе постоянных клиентов. В числе лидеров рынка краткосрочных программ останутся те, чей продукт окажется более "заточенным", то есть полезным для решения задач, обозначенных целевой аудиторией.


Комментарии Фейсбук Вконтакте