MBA по Интернету

Дата публикации 07.10.2009

Аналитики фиксируют снижение спроса на услуги бизнес-образования. По сравнению с докризисным периодом, когда интерес со стороны частных и корпоративных клиентов постоянно рос на фоне динамичного развития экономики и увеличения доходов, сегодня падение составляет около 30-40%. Вместе с тем уменьшение интереса к классическим программам МВА компенсируется увеличением спроса на новые форматы обучения - краткосрочные и дистанционные программы.

В условиях финансовой нестабильности компании, ранее инвестировавшие в дополнительное профессиональное развитие своих сотрудников, все чаще отказываются от этой практики. Несмотря на то что работодатели спонсировали учебу лишь 25-30% слушателей, а большинство обучающихся всегда платили за себя сами, это не могло не отразиться на рынке. Тем более что ряд экспертов считает, что доля корпоративных слушателей была гораздо выше.

- Как правило, существенная доля рынка приходилась на корпоративный сегмент (около 50-60%), который под влиянием негативных последствий кризиса заметно сокращается, - объясняет аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. - В настоящий момент, испытывая дефицит ликвидности, компании не готовы в прежнем объеме финансировать обучение своих сотрудников. На этом фоне многие образовательные учреждения пересматривают свою ценовую и ассортиментную политику.

Экономия времени и денег - так можно условно обозначить современные тенденции в бизнес-образовании. Краткосрочные и дистанционные программы ориентированы на успешных и занятых людей. Так, при последнем варианте затраты временных ресурсов минимальны - в среднем 1 день в неделю. В остальное время обучение происходит в режиме онлайн. Достаточно войти в Интернет в любой точке мира - и открывается доступ ко всем необходимым учебным материалам и преподавателям. «Сейчас «электронное обучение» проникает в обычные программы МВА в виде учебных порталов, вступительных классов и т.п., - рассказывает ректор ВШМБ АНХ, д.э.н., профессор Леонид Евенко. - За дистанционным образованием, несомненно, будущее. «Информационная революция» в ближайшие 10 лет охватит все сферы жизни».

Однако экономия средств - будь то финансовый или временной ресурсы - не единственная мотивация для получения дополнительного бизнес-образования в новом формате. «Кризис спровоцировал сокращение сроков программ бизнес-обучения, теперь чаще встречаются однодневные сессии, - характеризует ситуацию на рынке образования директор по развитию ГК «Институт тренинга - АРБ Про» Мария Велли. - Акцент смещается в сторону бизнес-ориентированных проектов: управление временем, управление людьми, принятие решений. Программы стали в большей степени ориентированы на конкретный бизнес-результат».

В итоге растет тот сегмент бизнес-образования, в котором люди сами инвестируют в себя и свое профессиональное развитие, стремясь наиболее эффективно решить конкретные практические задачи.

«Кризис заставил людей с большей ответственностью подходить к своим бизнес-задачам, уделять своей работе максимум времени, чтобы оставаться «на плаву» и отвечать современным требованиям, - считает ректор «Академии АйТи» Игорь Морозов. - Одновременно с этим люди осознали, что необходимо повышать свой уровень, приобретать управленческие компетенции в своей профессиональной сфере. Эти два фактора - условие нехватки времени и желание учиться - обусловливают востребованность именно дистанционных программ».

Основное преимущество новых форматов бизнес-образования очевидно - это возможность получить степень МВА при значительной экономии времени. Однако это не единственное их достоинство. Обучение на длинной дистанции позволяет сделать МВА доступным для любого желающего еще и с географической точки зрения. Особой популярностью такие программы пользуются прежде всего в регионах и у российских специалистов, работающих за рубежом.

Еще один немаловажный фактор - обучение происходит в непосредственной близости к практике. Слушателям не требуется прерывать свою профессиональную деятельность для выезда на сессию или прослушивания установочных лекций. «Во-первых, при отрыве от работы неизбежно теряются практические навыки, чего не происходит при дистанционном обучении, - поясняет Игорь Морозов. - Во-вторых, обучение помогает слушателю решать бизнес-задачи. К примеру, взять в качестве темы дипломного проекта реальную проблему, которую необходимо решить на работе, - так в основном и делают наши слушатели».

Несмотря на все преимущества нового формата бизнес-образования, многие по-прежнему предпочитают устоявшиеся, отработанные, ставшие уже «классическими» программы МВА. Слушателей привлекает более фундаментальный подход, обеспечиваемый за счет большого объема очных занятий, традиционной системы лекций, семинаров, практических занятий, постоянного непосредственного общения с группой и преподавателем. «Традиционно учащийся стремится к общению с носителем знаний (преподавателем) и своими сокурсниками. В процессе этого общения на программе МВА все участники учебного процесса не только обогащают друг друга знаниями, но и создают новое знание», - считает директор Центра дистанционных образовательных технологий школы бизнеса «МИРБИС» Елена Дивногорцева.

К слову, именно возможность приобретения новых деловых связей и контактов высоко ценится слушателями. Многие выпускники считают их наиболее существенным результатом бизнес-образования. Эти дружеские и деловые контакты, аналогичные которым завести практически невозможно, помогают потом в течение всей жизни. Большинство имеющих степень МВА уверены, что ценность ее «не в том, что я знаю как решить любую проблему, а в том, что я знаю, где искать ее решение и кому задать вопрос».

Между тем минимизация социальных контактов - не единственная проблема развития дистанционных программ. «Государственный стандарт выдачи диплома МВА предусматривает проведение занятий в аудитории в объеме 750 часов, поэтому программа бизнес-обучения, организованная исключительно дистанционно, не является на сегодняшний день легитимной, - отмечает декан факультета профессиональных программ Всероссийской академии внешней торговли Ольга Андреева. - Мы используем отдельные элементы дистанционного обучения: электронные учебники, электронную библиотеку. При этом мы создали краткосрочную программу повышения квалификации «Управление международным бизнесом», которая реализуется дистанционно».

Несмотря на то что масштаб нашей страны предполагает необходимость ускоренного развития дистанционных технологий в образовании, по-настоящему активных шагов в этом направлении пока не предпринимается. «Уже давно в России используются материалы и методики Открытого университета Великобритании, - рассказывает Леонид Евенко. - Но по-настоящему сильного дистанционного бизнес-образования, методически хорошо обоснованного, комплексного, ориентированного на реальный результат, в России пока нет. Хочется верить, что будет, но для работы в этом направлении нужны другие ресурсы и другие усилия». Пока же в России большое внимание уделяется программам смешанного обучения - совмещению аудиторных тренингов и e-learning - возможности получать бизнес-образование в режиме онлайн.

Комментарии Фейсбук Вконтакте