Как справиться с культурным шоком

Дата публикации

Иностранным студентам, приехавшим в США для обучения в бизнес-школах, часто приходится сталкиваться с незнакомыми реалиями. Каким же образом можно сгладить зачастую неизбежный культурный шок?
Мениджа "Виктория" Джуан (Mengjia "Victoria" Zhuang), 29-летняя студентка из Шанхая, никогда не забудет своего первого занятия по стратегии в Marshall School of Business при University of Southern California. Слушатели обсуждали первый кейс, и Джуан изо всех сил старалась следить за ходом обсуждения, когда совершенно неожиданно профессор посмотрел на нее и задал вопрос: "А что бы вы сделали на месте СЕО этой компании?"
"Я была шокирована, - говорит Джуан. – На формулировку ответа у меня ушло несколько минут". Джуан непроизвольно стала участницей техники "холодных звонков", когда профессор произвольно выбирает слушателей в аудитории для участия в дискуссии. И это совершенно непохоже ни на одну из методик преподавания в Китае, говорит она.
Стремясь к поддержанию принципа разнообразия, многие бизнес-школы делают особый акцент на привлечении иностранных слушателей. По статистике, около 20% из 600 тыс. иностранных студентов приезжают в США для обучения на программах, связанных с экономикой и бизнесом. Такие данные опубликовал расположенный в Вашингтоне Институт международного образования.
На программах МВА ведущих школ бизнеса учатся от 30 до 40% иностранцев. И перед ними встает масса проблем культурного, лингвистического и академического плана. Избежать этих сложностей невозможно, но облегчить себе жизнь во время обучения на американских программах МВА можно, если следовать нескольким простым советам.

Тщательно выбирайте подходящую для вас программу

Начните знакомство с американскими бизнес-школами заранее. Исследуя программы, обращайте внимание на то, есть ли в школе отдел по работе с иностранными студентами. Специалисты из этого центра смогут вам помочь в процессе поиска жилья, обустройства на кампусе и в получении водительского удостоверения. Они также смогут "выслушать вас и предложить совет, когда вы чем-то расстроены или подавлены", говорит Кристи Ст-Джон, старший заместитель директора приемной комиссии и рекрутинга в Tuck School of Business при Dartmouth College.
Общение со слушателями поможет получить представление о сложившейся в школе культурной атмосфере. Постарайтесь понять, сколько слушателей приезжают на учебу из-за рубежа, какой у них второй язык, имеют ли они опыт проживания или работы за рубежом и т.д., советует Моника Грей из McDonough School of Business при Georgetown University.
Один из аспектов сложившейся в школе культуры определяется ее месторасположением. К примеру, иностранным слушателям расположенной в Калифорнии Stanford Graduate School of Business следует много знать о предпринимательстве и гигантах высоких технологий из Силиконовой долины, считает Седа Мансур (Seda Mansour), помощник директора приемной комиссии МВА. Такая информация позволит слушателям из-за рубежа понять, в каком окружении им предстоит оказаться, если они поступят в эту школу.

Освежите свой английский

Общение со слушателями и официальными представителями школ дает вам шанс много узнать о школе и поднять уровень владения английским языком. Для ускорения процесса многие студенты рекомендуют просмотр американских фильмов без перевода, чтение текущей прессы и подписку на ведущие деловые издания.
"Тем, кто приезжает в США на обучение, следует иметь представление об американском бизнесе, - говорит приехавший из Бангладеш Ишрат Али (Ishrat Ali), слушатель первого года обучения Darden School of Business при University of Virginia. – Чтение – лучший способ узнать что-то новое".
Как бы хорошо вы ни владели письменным английским, вам обязательно нужно уметь выражать свои мысли и в устной речи. В новом формате экзамена TOEFL, обязательного для поступления в большинство американских бизнес-школ, предусмотрен раздел для оценки навыков устной речи аппликанта.
Начиная с сентября 2005 года желающим пройти тестирование потребуются более функциональные языковые знания. TOEFL будет содержать раздел оценки устной речи и проводиться через Интернет. Это позволит администраторам теста записывать речь экзаменующегося и оценивать ответы с учетом определенных стандартов.
Зачастую в процессе подготовки к тесту кандидаты получают знания в отдельных сферах, в то время как для эффективной коммуникации им потребуются интегрированные навыки и умения, говорит Кэрол Рометт (Carol Romett), старший инструктор Центра языкового обучения и развития в университете Georgetown.
Если вы полагаете, что после приезда в школу вам потребуется дополнительная помощь в изучении английского, обратите внимание на то, предлагаются ли там языковые курсы. И помните, как бы хорошо вы ни знали язык, чтобы привыкнуть к новой обстановке, потребуется время. Незнание языковых тонкостей, имен, географических названий и некоторых понятий может в значительной мере затруднять процесс понимания и общения. "Будьте готовы к тому, что в течение некоторого времени вам придется чувствовать себя пятилетним  ребенком", - говорит Кристи Ст-Джон из Dartmouth College.

Приезжайте на кампус заранее

Период адаптации – совершенно неизбежный фактор, поэтому разумно будет справиться с ним еще до того, как начнутся занятия. Постарайтесь приехать хотя бы за две недели до начала программы. Используйте это время для решения как можно большего числа необходимых вопросов, связанных с водительским удостоверением, мобильным телефоном, автомобилем и т.д. Поиск жилья также может создавать определенные трудности, поэтому постарайтесь воспользоваться помощью специальных служб в университете. Сотрудники помогут вам подобрать недорогой и удобный для вас вариант.
В процессе решения этих вопросов постарайтесь познакомиться со своими сокурсниками. Посещайте тематические встречи, станьте членом одного или нескольких клубов. Если вы приехали с супругом/супругой, это поможет им завязать первые знакомства, чтобы не чувствовать себя в изоляции. С началом занятий активность вашего участия в различных социальных мероприятиях только возрастет, поэтому постарайтесь не терять времени даром.

Помните о культурных особенностях представителей других стран

Подготовиться к особенностям процесса обучения в американской бизнес-школе довольно сложно. В США обучение строится на базе открытого диалога между профессором и слушателями, что не характерно для многих стран Европы и Азии. Большинство профессоров в США предлагают своим слушателям индивидуальные встречи в определенное время для обсуждения содержания учебных занятий и решения возникающих вопросов.
Возможно, самым необычным в бизнес-школах Америки для иностранных слушателей остается обсуждение учебных кейсов. "Мне объясняли, что такое кейсовая методика, но все равно я испытал сильнейший культурный шок”, - рассказывает Марко Мастрапаскуа (Marco Mastrapasqua). Что же он советует тем, кто только готовится поступать? "Следите за тем, что делают американские слушатели, и следуйте их примеру".

Воспользуйтесь услугами службы по карьере

Традиционный поиск работы в США часто шокирует иностранцев. Широко распространенная методика "продажи" себя как кандидата в процессе составления резюме и поведение во время собеседования для представителей некоторых этнических групп может показаться чистой воды хвастовством или даже ложью. Но в США считается, что для получения работы это абсолютно необходимо.
Многие слушатели программ МВА ошибочно полагают, что, как только они получат диплом, работодатели сами найдут их и предложат работу. Нужно понимать, что на рынке труда, в особенности в сфере бизнеса, конкуренция невероятно высока.
"Иностранные слушатели часто сожалеют, что не начали поиск работы с самого первого дня обучения", - говорит Бет Миртшин (Beth Miertschin), помощник директора службы по карьере университета Georgetown. К мероприятиям, связанным с развитием карьеры, следует относиться так же серьезно, как и ко всем другим учебным занятиям. Чем раньше вы начнете искать работу, тем лучше, говорит она.
Поступление в американскую бизнес-школу – процесс весьма длительный. Но если вы достаточно талантливы для поступления, вы наверняка сможете успешно закончить обучение на программе. "Многим слушателям очень трудно в самом начале, но потом все обычно складывается вполне удачно", - говорит Седа Мансур из Stanford Graduate School of Business.
Китаянка Джуан смогла не только приспособиться к обсуждению кейсов, но и благодаря своему увлечению американским кинематографом сумела найти себе работу в маркетинговом отделении компании Warner Brothers. Для нее культурный шок уже в прошлом.

 


Комментарии Фейсбук Вконтакте