Как бизнес-школы зарабатывают на кризисе

Дата публикации

У наиболее оперативных учебных заведений "ассортимент" уже довольно широк. Например, в Moscow Business School еще до середины сентября не было программ этого направления. Правда, почти все учебные курсы и включали в себя элементы антикризисного управления. Теперь в школе можно попасть на 16 одно- и двухдневных семинаров. Такой тяжеловес как Московская международная высшая школа бизнеса "Мирбис" планирует запустить большую трехмесячную программу "Управление компанией в условиях кризиса" в декабре. До этого в школе в рамках одной из специализаций МВА существовал скромный курс "Антикризисное управление" продолжительностью всего 24 часа. Стоимость программ колеблется от 5 до 125 тыс. рублей. В общем, ценовой диапазон рассчитан на все слои потребителей.

Сплошные "но"

Экстренность и размах принимаемых некоторыми учебными заведениями мер вызывают в преподавательских кругах оживленную дискуссию. "Растяжки, рекламирующие различные антикризисные курсы висят по всему Екатеринбургу. Однако преподают на них люди, ранее читавшие "обычные" предметы. Сразу возникает вопрос, а что нового они могли узнать за последние полтора месяца? Я сомневаюсь, что сейчас найдется гуру, один совет которого подвигнет компанию зарабатывать, а ее поставщиков платить", - удивляется преподаватель Урало-Сибирского института бизнеса Михаил Лабузов. В Балтийском государственном техническом университете "Военмех" от популяризаторских решений отказываются принципиально: считают, что рано давать рекомендации и делать выводы по кризису, который еще только начинается и совершенно непредсказуем. "Должна продолжаться консалтинговая работа с предприятиями, когда советы даются с учетом особенностей конкретной ситуации, - высказывается руководитель программы МВА Марина Волкова. - Это не имеет ничего общего с ажиотажем вокруг "горячей" кризисной конъюнктуры и желанием выдать прежние знания и теории за новейшие исследования". В Институте делового администрирования и бизнеса Финансовой академии не так строги и допускают, что подобные острозаточенные программы могут появиться в школе, как некие "выжимки" из уже существующих базовых курсов.

А что внутри

В свою защиту разработчики новых продуктов подчеркивают, что прежние курсы рассматривали поведение больного предприятия в здоровом окружении. Нынешние - это инструкции по поведению в условиях эпидемии. Интенсивная терапия необходима рынку: многим компания требуется быстрое погружение в наиболее значимые сферы управления. "Мы опросили более ста человек, и выяснили, что особенный интерес вызывают стратегический и операционный менеджмент, управление рисками, финансы, маркетинг и HR. Из этих модулей и будет состоять наша программа, - объясняет директор департамента МВА "Мирбиса" Екатерина Лисицына. Содержание представленных на рынке программ касается самых важных сфер: "Управление продажами в условиях кризиса", "Контроль финансовой сферы", "Менеджмент персонала", "PR с нулевым бюджетом". Некоторые школы предлагают короткий марш бросок в одном из направлений. "Например, риск-менеджмент. Достаточно узкая тема, доступная для быстрого усвоения при наличии базовых знаний и профессионального опыта, - считает директор курса "Управление финансовыми рисками" Международного института менеджмента ЛИНК Владимир Морозов. - Мы напоминаем участникам курса, что рисков много: валютных, условных, кредитных операционных. И учим считать их, строить математические модели. Многие бизнесмены привыкли полагаться лишь на рейтинги "уважаемых" агентств, субъективность которых, стала одной из причин американского ипотечного коллапса. А ведь решая финансовою задачу нужно пользоваться своей головой".

Суть дела

Опрошенные "Ф." эксперты единодушны: когда дело касается структурных изменений, короткими антикризисными программами не обойтись. Есть сферы, которые требуют глобальных трансформаций: операционный менеджмент, управление инновациями, управление персоналом. "Для достижения стратегических задач недостаточно обучить одного топа, отвечающего за направление. Необходимо подтянуть до нужного уровня сотни линейных менеджеров, - комментирует Владимир Морозов. - Часто все российские реорганизационные инициативы, в том числе учебные, останавливаются на офисах и не касаются производств, а от их низкой эффективности и идут все издержки". Пристрастие к учебе и самообразованию эксперты отмечают у высокотехнологичных компаний: без хорошего менеджмента не выжить в условиях острой конкуренции. Отсутствием интереса к теории и стратегическому менеджменту отличаются строители и девелоперы: в условиях огромного спроса на их продукцию в разработке изящных маркетинговых схем и эффективных бизнес-моделей до недавнего времени не было необходимости.
"УСИБ отложил разработку курса МВА для строителей. Мы проанализировали отрасль и поняли, что компании долгое время существовавшие вне конкуренции, на волне инвестиционного бума не готовы к долгосрочному консалтингу, - рассказывает Михаил Лабузов. - Правила для выживания в кризисе известны и просты: затяни поясок и эффективно управляй активами. А весь менеджмент, грубо говоря, это размышления на тему. Теперь, чтобы ответить на два "простых" вопроса нужно прослушать весь курс МВА. Но никто не хочет учиться два года, все хотят выпить две таблетки, чтоб все прошло".

Вопросы кризиса

Существующие на нынешний момент долгосрочные программы не могут ответить на ряд вопросов, на которых сфокусирован естественный интерес слушателей программ бизнес – образования. Как заденет кризис мою компанию и меня? Какие меры планирует правительство по преодолению кризиса? "К сожалению, ответов мы не слышим, – констатирует профессор Академии народного хозяйства и сертифицированный специалист по корпоративному управлению для стран Центральной и Восточной Европы Владимир Шеин. - Представленный Владимиром Путиным "детальный план поддержки экономики - 55 способов одолеть кризис" сводится к целевому финансированию выбранных приоритетных направлений и компаний. При этом самое слабое и больное место – контроль над использованием выделенных средств – прописано лаконично и не конкретно. Пример других конкурентных экономик мало используется. Нужен диалог с представителями власти, государственных компаний, финансовых регуляторов". Некоторые школы идут именно таким путем: ограничиваются проведениями тематических дискуссий и мастер-классов. "Мы организовываем встречи с ведущими экономистами страны и представителями наиболее интересных учреждений: Центробанка, Агентства по страхованию вкладов, - говорит декан Высшей школы корпоративного управления АНХ Сергей Календжян. - Эти мероприятия бесплатные. Они рассчитаны на наших студентов и выпускников. Но если кто-то случайный заглянет в аудиторию, мы его не выгоним".

Комментарии Фейсбук Вконтакте