ШКОЛА: Курс для неуверенных

Дата публикации

В INSEAD начались занятия. Пока не для всех, а только для недостаточно уверенных в себе. То есть и для меня. Из примерно 300 человек нашего потока 28 решили, что слишком плохо знают математику, чтобы достойно пройти два самых страшных курса первых двух месяцев - "Рынки и цены" и статистику. Чтобы снять опасения, мы заплатили по 600 евро за недельный - по семь часов в день - вводный курс алгебры и основ высшей математики. Недешево, но...

 

Попытаюсь объяснить, чего мы боялись. Большая часть потока - люди с финансовым, экономическим или инженерным образованием. Меньшинство - специалисты по продажам, рекламе и другим "мягким" бизнес-дисциплинам, а также несколько "белых ворон" вроде меня, журналиста. Между тем по ходу дела каждому из нас нужно оказаться не глупее большинства других. Это нам объяснили на одном из последних занятий математического курса - просто пришлось к слову. Речь шла об основах статистики, а именно о нормальном распределении данных.

 

Графики распределения большинства статистических показателей - например, размеров обуви у сотрудников вашей компании или результатов теста GMAT у абитуриентов INSEAD - похожи друг на друга. Они представляют собой кривые в форме колокола. Необычно высокие и необычно низкие результаты будут на краях "колокола", близкие к средним - под его куполом. Такая кривая и есть график нормального распределения (как выглядит функция, с помощью которой можно построить "колокольную" кривую, я теперь знаю, но вам не скажу из человеколюбивых соображений). Конечно, и данные, и их распределение в каждом случае разные, но вероятность того или иного результата всегда можно вычислить, приведя конкретную функцию к принятому в статистике эталону. Эталонная кривая получается, если среднее арифметическое всех анализируемых результатов - ноль, а 95% всех данных находятся в промежутке от минус 2 до 2. В эту стандартную шкалу с помощью формулы (которую опускаем) переводятся результаты экзаменов в INSEAD, а именно "сырые" оценки студентов по 100-балльной шкале. Потом к результату прибавляется 2,5 балла (это чтобы ноль не считался приличным достижением, а то как-то глупо получается). Если твоя оценка ниже 0,5, т. е. хуже, чем у 97,5% сокурсников, экзамен ты провалил.

 

Получается, что важен не твой абсолютный результат, а то, как он выглядит в сравнении с показателями остальных. Как это ни смешно звучит, мне выгодно, чтобы мои товарищи оказались тупее меня. Рассчитывать на это не только не хочется, но и не приходится. Глупые сюда не попадают. Вчера я встретил шведку югославского происхождения, которая свободно говорит на четырех языках и еще помнит, чему ее учили в техническом вузе. ..

 

Если вы не сразу поняли мое объяснение системы оценок (над его упрощением я просидел почти полчаса) , вам будет ясно, зачем я учил за свои кровные евро эту самую математику. Теперь я хорошо представляю себе, что такое логарифм, дифференциал и факториал. За свою жизнь человек забывает больше, чем помнит в каждый отдельно взятый момент. Так вот я все это забыл еще подростком, как и большинство из моих 28 одноклассников (кроме одного компьютерщика да парочки бухгалтеров из больших аудиторских фирм, которые ходили на уроки математики, просто чтобы войти в ритм перед началом учебы. За те же 600 евро. Здесь все очень серьезно).

 

Вводный курс был хорош еще и тем, что помогал представить себе, как всю эту алгебру используют в бизнес-контексте. Например, я теперь могу сам посчитать сложные проценты (а раньше доверял операционистке в банке, которая тоже считала не сама, а с помощью компьютерной программы). И еще я понимаю, что квадратичная функция типа f (x) = -x^2 +388 x + 1300 - это довольно адекватный аналог такого рассуждения: "При увеличении рекламных расходов х прибыль f (x) возрастает до определенного уровня, после которого, если расходы и дальше наращивать, прибыль начинает падать". Все примеры, которые нам приводили, чтобы облегчить понимание формул, простых и сложных, были из области бизнеса.

 

Если вы финансист, вы наверняка уже смеетесь над моим восторгом неофита. Я его, однако, не стесняюсь. Если он поможет мне пережить курс статистики (здесь "деды" из предыдущего потока пугают им новобранцев) и при этом я не начну, как боится один мой московский друг, писать личные письма в Excel, значит, все будет хорошо.

 

У меня есть знакомые финансисты, получившие МВА ради карьерных возможностей, которые сулит эта степень. Они хорошо зарабатывают и в целом всем довольны, но не уверены, что игра стоила свеч, ведь МВА требует довольно больших материальных и временных затрат. Я их понимаю: корочку-то получили, да не узнали почти ничего нового - все это они еще до бизнес-школы проходили на практике. Зато мой мозг здесь вынужден работать в непривычных режимах с первого дня.

 

Леонид Бершидский

vedomosti.ru

Комментарии Фейсбук Вконтакте