ШКОЛА: INSEAD и результаты ВИЧ-теста

Дата публикации

Собираясь в INSEAD, я плохо представлял себе, что меня ждет. Нет, конечно, мне говорили, что здесь очень много учатся и потому довольно бурно веселятся; естественно, я слышал весь набор стандартных баек про бизнес-школы вообще и читал описания разных МВА-программ, в том числе и инсеадовской. Но главный вопрос - чему и как здесь учат - оставался для меня открытым. И даже когда мне выдали пластиковый пакет с 6 кг учебных материалов по первым пяти курсам, а потом продали за 250 евро еще 10 кг обязательных и рекомендованных учебников, у меня еще не было внятного ответа.

 

На мой взгляд, тем, кто собирается в бизнес-школу, и тем, кто сомневается, нужно ли им ЭТО, не помешает короткое описание каждого курса. В каждом периоде их в среднем пять. Соответственно, следующие пять колонок, включая эту, и по стольку же каждые два месяца будут посвящены этому описанию. Замечу, что среди студентов здесь преобладают люди с инженерным и экономическим образованием, и даже многие из них сейчас, когда пройдена треть материала, чувствуют, что уже начинают отставать по некоторым предметам. Так что шапкозакидательские настроения в INSEAD умирают в первые две недели.

 

Номер первый - прикладная статистика

 

Технические детали. Шестнадцать занятий по полтора часа, два-три занятия в неделю. К каждому нужно прочитать в среднем 20 страниц учебника и решить порядка 10 задач. Итоговая оценка: 10% - за активность на уроках, 90% - по результатам экзамена. Главный компонент "активности" - 100% -ная посещаемость. Экзамен - три часа, порядка 30 задач, разрешены любые вспомогательные материалы (учебники, шпаргалки, конспекты) , но не компьютеры. Каждую неделю проводится одно-два дополнительных занятия для отстающих. (Замечу, что ходить на эти занятия не зазорно - приходят даже те, у кого проблем нет, чтобы материал получше улегся в голове. ) Учебники: основной - Basic Statistics: A User-Oriented Approach С. Макридакиса и Р. Л. Уинклера (пока существует только в рукописи) ; дополнительный - Business Statistics Леонарда Дж. Казмира (McGraw Hill).

 

Что проходят. Распределение данных, работа с выборками, проверка гипотез, модели регрессии.

 

Цитата из учебника. "Формула нормальной кривой такова: [следует "трехэтажная" формула, насыщенная греческими буквами, - что-то из фильма про сумасшедших профессоров математики], где мю - среднее значение распределения, а сигма - стандартное отклонение. Как уже отмечалось при обсуждении распределения Пуассона, символом e обозначается константа, основа системы натуральных логарифмов, равная примерно 2,718. Символ Пи обозначает другую константу, приблизительно 3,1416, с которой вы, возможно, встречались при изучении геометрии (она присутствует в формулах площади круга и длины окружности). К счастью, хотя формула нормальной кривой и приводится здесь для полноты картины, вам она не понадобится. Нормальные вероятности можно найти в таблицах или вычислить с помощью компьютера".

 

Задачка. "Акбар и Джефф - два консультанта. Оплата их труда находится в строгой зависимости от результатов работы, т. е. каждому платят сообразно количеству производимых им слайдов Powerpoint. Уровень производства слайдов примерно следует кривой нормального распределения. Акбар создает в среднем 20 слайдов в день при стандартном отклонении в 5 слайдов, Джефф - 60 слайдов в день при стандартном отклонении в 10 слайдов. А) Предположив, что два консультанта трудятся независимо друг от друга, вычислите вероятность, что вместе они изготовят за день не менее 100 слай

дов. Б) Предположите, что Джефф, узнав, что зарабатывает всего лишь вдвое больше Акбара, решил изготавливать ровно вдвое больше слайдов, чем Акбар. Он добьется такого результата, пристально наблюдая за Акбаром и ускоряясь или замедляясь, чтобы не сделать ни на один слайд больше или меньше, чем коллега. Какова вероятность, что вдвоем оба консультанта выпустят не менее 70 слайдов за день? " Кому это нужно и зачем. Заказчикам и пользователям маркетинговых и социологических исследований (курс учит определять уровень их достоверности и четко ставить перед исследователями задачи) , сторонникам научного подхода к инвестициям (статистические инструменты позволяют хеджироваться, полагаясь в большей степени на расчеты, чем на интуицию) , менеджерам сервисных отраслей, принимающим, например, решения о размерах складских запасов, и хладнокровным игрокам в азартные игры (таких, если верить журналу Forbes, много среди топ-менеджеров).

 

Надо заметить, что, когда речь идет о вероятностях, интуиция обычного - даже умного и образованного - человека напрочь отказывает. Вот, например, простой вопрос, напечатанный три года назад в The Economist. Во время диспансеризации вас проверили на некую болезнь, которая встречается у одного человека из 1000, и обнаружили в вашей крови ее возбудителя. В 5% случаев анализ дает положительный результат, даже если человек здоров. Какова вероятность, что вы на самом деле больны?

 

Один мой знакомый проверился на ВИЧ. Реакция оказалась положительной. Бедняга пустился во все тяжкие, считая, что жить ему осталось недолго. Он узнал, что повторный тест дал отрицательный результат, только после того, как его вывели из запоя, и потом лечился от пьянства. Если бы он знал, что правильный ответ на вопрос из The Economist - 2%...

 

Леонид Бершидский

vedomosti.ru

Комментарии Фейсбук Вконтакте