ШКОЛА: Библейский драйв пророка Элияху

Дата публикации

В самом начале 80-х Элияху Голдратт был председателем совета директоров и крупнейшим акционером одной из самых быстрорастущих компаний в США. Компания продавала разработанный Голдраттом и его командой пакет программного обеспечения, позволявший промышленным компаниям контролировать запасы сырья и комплектующих. Среди клиентов фирмы были General Electric, Philips, General Motors. Но в 1982 г. список клиентов перестал расширяться. Традиционные методы продаж приносили мизерные результаты. Тогда Голдратт пошел неортодоксальным путем - он решил написать о своих идеях пропагандистский роман.

 

На 13 месяцев упорный израильский физик забросил дела своей фирмы; вместе с профессиональным литератором Джеффом Коксом он сочинил неординарное произведение под названием The Goal - "Цель". Это история про некоего Алекса Рого, управляющего заводом вымышленной компании UniCo. Руководство компании дает Алексу три месяца, чтобы тот попытался поднять предприятие, вечно опаздывающее с выполнением заказов и потому теряющее клиентов и терпящее убытки. Не успеет - завод закроют. Ситуация усложняется тем, что завод - один из последних работодателей в родном городке Рого. А еще от замотанного менеджера уходит жена, на которую Алекс в производственной запарке обращает слишком мало внимания.

 

От советских производственных романов The Goal, однако, отличается разительно. И не только потому, что перестраивать завод Алексу помогает таинственный израильский консультант в ермолке и с сигарой; в романе какого-нибудь Проханова такой стремился бы развалить стратегическое российское предприятие в интересах мировой закулисы. Цель книги - упаковать в карамельную оболочку горький порошок под названием "теория ограничений". Не вдаваясь в технические детали своей научной разработки, Голдратт внушает менеджерам ее основную идею: вместо того чтобы повышать производительность труда на конкретных участках производства, нужно сбалансировать весь процесс, изыскав в нем узкие места и перестроив работу всего предприятия сообразно максимальным возможностям этих узких мест. "Цель", о которой идет речь, - попросту заработать денег. Конкретнее, Голдратт объясняет, как увеличить выпуск продукции, под которую есть конкретные заказы, одновременно снижая запасы комплектующих и себестоимость производства в целом, а не на отдельных участках.

 

Звучит не слишком увлекательно. Даже соратник Голдратта Кокс самокритично решил, что подсластить пилюлю не вышло, и потребовал за свою работу деньги вперед, отказавшись от роялти. Поначалу решение беллетриста казалось мудрым: в послесловии к одному из недавних изданий "Цели" Голдратт вспоминает, что ни один из 24 издателей, к которым он обратился, не захотел публиковать гибрид научного труда и романа, написанного в надежде на Сталинскую премию. "Мы даже не знаем, на какую полку это ставить", - вспоминает Голдратт реакцию издателей. Только малоизвестное North River Press взялось напечатать многострадальную книгу.

 

И началось. С 1984 г. продано больше 2 млн экземпляров "Цели". Книгу стали использовать как учебник во многих бизнес-школах, в том числе у нас в INSEAD. Менеджеры начали копировать действия Алекса Рого, и выяснилось, что книга гораздо лучше помогает им повышать финансовые результаты, чем прежняя разработка Голдратта - пакет программ. Голдратт потерял интерес к прежнему бизнесу и был изгнан из фирмы. Впрочем, этот гуру, прообраз консультанта из "Цели", не бедствует, хоть и пишет теперь гораздо более сухие книги.

 

Вот такая почти религиозная история бизнес-пророка Элияху. Раздобудьте "Цель" в оригинале или в переводе - даже если вы останетесь равнодушны к ее скромному литературному обаянию, вы почувствуете поистине библейский драйв ее странного автора. А может быть, даже начнете что-то менять во вверенных вам процессах. Лично я завелся.

 

Курс Process and Operations Management (управление процессами) , к которому "Цель" служит учебником, конечно, не ограничивается изучением романа, а еще и снабжает студентов математическим инструментарием для анализа процессов. Постоянные читатели этой колонки наверняка отметили восторг неофита, который вызывают у меня подобные вещи. Я взялся анализировать то, что происходило в редакции "Ведомостей", когда я редактировал газету и получал нагоняи от издателя за ежедневно срываемые сроки сдачи номера. Произведя кое-какие расчеты, я с удивлением осознал, что сданная репортером статья в среднем лежала на сервере полтора часа, прежде чем ее открывал редактор. ..

 

Я позвонил нынешнему главному редактору, Татьяне Лысовой, и лукаво спросил: "Как ты думаешь, сколько средняя статья ждет у тебя редактуры?" "Часа полтора", - мгновенно откликнулась Лысова, математик по образованию. Я понял, что газета в надежных руках. И потому еще сильнее захотел поиграть в израильского консультанта из "Цели". Повозившись еще с расчетами и компьютерными симуляциями, я, кажется, придумал, как устранить проблему. Посмотрим, выдержит ли теория испытание практикой...

 

А пока мне предстоит сдать по Process and Operations Management целых два экзамена - один индивидуальный и один в составе группы - и проштудировать десяток кейсов, в основном написанных в INSEAD. Почти по всем предметам гарвардские кейсы, которые мы проходили в первом периоде, сменились сейчас местной продукцией. И я понемногу начинаю понимать, что мой багаж после окончания школы будет не совсем таким же, как у выпускников, скажем, Стэнфорда или Крэнфилда.

Комментарии Фейсбук Вконтакте