В обучении лидеров поможет Шекспир

Дата публикации

Сегодня многие размышляют о том, чего же недостает современным программам МВА. Есть мнение, что ответы следует искать в жизненной мудрости Шекспира.
Два профессора из лос-анджелесской Marshall School of Business написали статью, которая вызвала в мире бизнес-образования немало споров. Один из "возмутителей спокойствия" – Уоррен Беннис (Warren Bennis), знаменитый профессор бизнес-администрирования и основатель Института лидерства при Marshall School. Другой – Джеймс О`Тул (James O'Toole), профессор исследовательской работы в Центре эффективности организаций. Их статья, по сути представляющая собой призыв к кардинальным переменам в системе бизнес-образования, была опубликована в майском номере Harvard Business Review под заголовком "Как бизнес-школы сбились с пути".
Среди главных проблем этого направления авторы называют растущую оторванность содержания учебных программ от реальности. По их мнению, профессора строят свою работу и научные исследования на ошибочном понимании "бизнеса как академической дисциплины - такой же, как химия или геология". Предлагаемый ими подход к обучению современных менеджеров состоит в решении проблем, с которыми они будут сталкиваться в своей повседневной работе. Но программ, основанных на таком подходе, сегодня абсолютное меньшинство, считают они.
Очень многими их взгляды были признаны спорными. Беннис говорит, что после публикации статьи получил более 50 электронных посланий и еще больше телефонных звонков. Недавно авторы ответили на вопросы корреспондентов BusinessWeek.

Вопрос: Какова была реакция читателей на вашу публикацию?

Беннис: Мы смогли добиться хорошей встряски во многих бизнес-школах и ассоциациях по всему миру. Комитет по планированию учебного расписания нашей школы потратил на обсуждение статьи целый день. Сторонники и противники описанных нами вопросов не прячут голову в песок, предпочитая открытую полемику.

Вопрос: Что подтолкнуло вас на написание статьи?

О`Тул: В профессиональной школе самым главным заинтересованным лицом является студент. Я говорил со многими слушателями наших программ МВА, и они рассказывали мне, что получаемые ими знания и навыки очень далеки от того мира, который ожидает их в корпоративной реальности.
Изучение узкоспециализированных исследований не сможет помочь им справиться с проблемами повседневности, большинство из которых связаны с неопределенностью, межличностными отношениями, принятием долгосрочных решений, этическими последствиями действий сотрудников и комплексных проблем, которые нельзя выразить уравнением. 
Беннис: Мне по-настоящему жаль молодых преподавателей, оказавшихся в условиях системы, где их интеллект и способности не могут помочь им найти постоянную работу. Один из профессоров сказал, что для получения права на преподавание нужно иметь 1,8 публикации в ведущих научных изданиях. Однако 99,9% профессионалов бизнеса эти статьи не читают. А не читают они их либо потому, что они им непонятны, либо потому, что они не считают их существенными.

Вопрос: Кто в будущем должен преподавать на программах МВА?

О`Тул: Многие поняли нашу статью неправильно. Мы не призываем к тому, чтобы в будущем в бизнес-школах преподавали генеральные директора компаний. Если бы это произошло, все стало бы еще хуже. Преподавательскому составу бизнес-школ требуются люди с разнообразными талантами и пониманием ряда учебных дисциплин.

Вопрос: Что бизнес-школы могут предпринять, чтобы сделать учебное содержание более существенным?

Беннис: Мне хочется донести свою идею о том, что на программах МВА следует уделять больше внимания последним новостям. Создание учебного курса на базе актуального события будет вызывать интерес. Осенью каждого года мы могли бы выбирать одну крупную проблему, с которой сталкиваются организации, чтобы несколько лучших слушателей и преподавателей строили на ее основе учебные занятия. В статье есть и несколько других примеров, например широкие интегрированные курсы, способные объединить разрозненные дисциплины в единое целое.
О`Тул: Если мы, к примеру, рассмотрим случай с корпорацией Enron, то увидим там элементы бухгалтерского учета, лидерства, этики, проблемы нормативов и культурные аспекты. Только при рассмотрении всех этих элементов в их единстве и взаимодействии можно понять, что же на самом деле движет поведением в организации.

Вопрос: Что представители делового сообщества говорят о современных программах МВА?

О`Тул: Компании относились к бизнес-школам достаточно лояльно. Вероятно, даже слишком. Теперь они осознали, что происходящее на программах МВА имеет мало общего с их потребностями, как и с общими проблемами предприятий бизнеса. Школы бизнеса сегодня отвечают потребностям профессоров, ведущих свои исследования, а не бизнес-организаций.
Но добиться перемен можно достаточно просто. Профессора могут продолжать вести свои исследования с той лишь разницей, что их результатом должно стать решение проблем реального бизнеса. Для этого им нужно активнее общаться с бизнес-сообществом.

Вопрос: Почему программы инженерных, юридических и медицинских школ могут стать хорошим образцом для программ МВА?

Беннис: Требования на профессиональных программах выше, чем на программах гуманитарного цикла, потому что вам приходятся иметь дело с научным материалом, который должен найти применение в реальной жизни.
Складывается впечатление, что бизнес не имеет прямого воздействия на жизнь людей, как, скажем, медицина. Но разрушенные жизни и плохо управляемые организации могут привести к последствиям более серьезным, чем некоторые ошибки в больничных палатах. Ежедневно мы узнаем о новых патологических пристрастиях и различных формах болезней, возникающих по причине стресса на рабочем месте. В работе бизнес-школ на карту поставлены человеческие жизни.
В смысле обучения слушателей решению реальных задач школы профессионального образования оставили школы бизнеса далеко позади. Школа стоматологии, расположенная на кампусе USC, полностью отказалась от проведения формальных лекционных курсов. Каждый курс направлен на решение определенной проблемы и предусматривает огромный объем практической работы. Например, один из курсов учит слушателей тому, как можно идентифицировать погибших в авиакатастрофе пассажиров по останкам их зубов.

Вопрос: Вы утверждаете, что слушателям программ МВА нужно изучать предметы гуманитарного цикла. Почему?

Беннис: Я не смог бы провести хорошую дискуссию о лидерстве без упоминаний о Шекспире. Гуманитарные науки дают нам истории, заставляющие нас размышлять. Они способны ввести нас в определенное состояние, заставить переживать. А это, в свою очередь, помогает выработать систему собственных взглядов и суждений.
О`Тул: Многие бизнес-школы упускают из виду ощущение исторической значимости принимаемых решений. Их проблема в том, что в расчет берутся исключительно краткосрочные перспективы. До тех пор пока вы не начнете мыслить в долгосрочной перспективе, вы будете постоянно совершать одни и те же ошибки. 
В течение 30 лет я преподавал в Aspen Institute, где мы читали Аристотеля, Платона и Шекспира, рассматривая их работы в контексте системы взглядов бизнесменов и государственных лидеров. Людям не составляет большого труда войти в роль шекспировских персонажей. И возникающие при этом чувства способны затронуть душу слушателя гораздо глубже, чем математическая формула. Переживания бывают настолько сильны, что люди полностью открываются и задумываются о том, чтобы изменить свою жизнь.

 


Комментарии Фейсбук Вконтакте