Студенты до седых волос

Дата публикации

Менеджеры в возрасте могут оказаться на голову выше своих более молодых коллег, и хотя иногда работу им найти сложнее, их богатый опыт ценится в бизнес-школе очень высоко.

осле того как Крис Хортон (Chris Horton) получил степень PhD по литературе, он вместе со своим товарищем основал компанию по поставкам оборудования. Руководство компанией осуществлялось из офиса, организованного у него в спальне. Хортону пришлось вплотную заняться маркетингом, бухгалтерским делом и управлением базами данных. Бизнес развивался. Вместе с ним росли и его обязанности. Через два года в компании работало около 30 сотрудников, а ее оборот составлял 4,5 миллиона фунтов стерлингов. Затем бизнес сменил владельца, и Хортон оказался лицом к лицу с проблемой  дальнейшей карьеры. Он решил на время оставить бизнес, продал свою долю и поступил на программу дистанционного образования Open University Business School.

Средний возраст слушателей программ full-time МВА обычно не превышает 30 лет. Слушатели модульных программ формата part-time и executive немного старше. Хортон попадает в разряд так называемых "седых МВА" (grey MBA). "Мне 43 года, я разведен, и у меня есть дети, которых нужно содержать, поэтому никакой речи о ранней пенсии быть не может. Мне удалось заработать немного денег и добиться успеха, но для того чтобы получить очередную работу, мне нужно получить квалификацию в бизнесе и создать сеть контактов в различных сферах деятельности".

Кандидаты старшего возраста, такие как Хортон, привносят  в содержание программ МВА свой богатый опыт, однако собственный бизнес и семья создают для них дополнительные трудности в процессе обучения. Им сложнее учиться еще и потому, что учеба отнимает много сил и ставит высокие требования интеллектуального плана.

Линн Стоун (Lynne Stone), 54-летний менеджер по маркетингу, имеет высшее образование в области бизнеса и много лет опыта работы. Когда ей стало ясно, что без степени МВА ее карьера не может развиваться, она решила поступить в Henley Management College. Она с большим энтузиазмом взялась за подготовку, и результаты ее вступительных тестов оказались очень высокими. Помимо дополнительного стимула для развития карьеры обучение на программе МВА ей нужно еще и для того, чтобы стать частью сообщества выпускников, что дает большие возможности в расширении круга деловых знакомств. Пришлось ли ей трудно в общении со своими сокурсниками, большей частью молодыми людьми? "В бизнес-школе мы все ощущаем себя в отрыве от своего возраста. В моем представлении мне все еще не больше сорока. У меня имеется достаточно энергии, чтобы делать то же самое, что и молодые люди. По-настоящему вы начинаете стареть тогда, когда окружающие начинают вас так воспринимать", – говорит она. 

"В основном возраст может создать некоторые сложности в коммерческих организациях, но фактически дискриминацию трудно доказать. Работодатель не станет говорить, что вы не подходите по возрасту. Скорее всего, он укажет на то, что ваш опыт не соответствует требованиям вакансии", – говорит Линн Стоун. 

В действительности работодатели, отказывающиеся принимать на работу специалистов МВА из-за их возраста, многое теряют. То же самое можно сказать и о тех, кто не поощряет и не спонсирует бизнес-образование своих сотрудников в зрелом возрасте. В своей книге "Основы лидерства" (The Essence of Leadership) профессор Cranfield Management College Эндрю Какабадзе (Andrew Kakabadse) пишет о том, что главным фактором, отличающим успешное управление бизнесом, является возраст тех, кто принимает решения.

Размышляя о проведенном на эту темы исследовании, основанном на материалах большого числа компаний, он говорит: "Мы пришли к выводу, что менеджеры в зрелом возрасте более эффективны. Они меньше пекутся о своем собственном эго, поэтому из них получаются прекрасные лидеры, способные мотивировать команду. Опыт подсказывает им, когда и как нужно действовать".

Столкнувшись со снижением числа талантливых молодых кандидатов, некоторые из бизнес-школ решили активизировать свою политику по привлечению слушателей старше сорока и даже пятидесяти лет. Есть и невероятные исключения. Два года назад Джо Прайс (Joe Price) успешно окончил Bath University School of Management, став обладателем степени МВА в возрасте 74 лет. Его мотивация была несколько необычной. Он решил продолжить обучение от скуки. "Я продал свой бизнес, которым на протяжении долгого времени управлял вместе со своим сыном. После этого я для разнообразия решил сделать что-то лично для себя", – говорит он.

Более типичная ситуация сложилась в Cass Business School, где половина слушателей еще не переступили тридцатилетний рубеж, однако еще четверть – старше 35, среди которых есть группа слушателей старше 45, представители которой распределены по разным классам. Помощник декана программ МВА и профессор организационного поведения Дэвид Симз (David Sims) говорит, что особенное значение школа Cass придает разнообразию. "Если вас будут окружать люди, похожие на вас, вы будете очень хорошо себя чувствовать, но знаний и опыта вы получите меньше".

По мнению Симза, разнообразие должно проявляться не только в возрасте и гендерной принадлежности, но и в этническом составе слушателей. По его мнению, если работодатель стремится набирать новых сотрудников из похожих друг на друга кандидатов, которые, к слову, очень похожи на сотрудников прошлых поколений, то он упускает преимущества нового мышления, способного трансформировать его организацию.

Крис Джеффри (Chris Jeffrey), директор программ Cass Executive MBA, говорит: "Слушатели программ full-time жертвуют своей работой, что само по себе непростое решение. Кроме того, чем вы старше, тем труднее найти себе новую подходящую работу. Существуют и некие стереотипы восприятия, по которым на людей старше 45 лет уже смотрят как на обладателей МВА".

В школе Henley на вечерних программах part-time MBA слушатели в зрелом возрасте ценятся особо. "Нашему старшему слушателю – 50, но у нас есть еще несколько человек старше 40. Мы очень ценим их, потому что они обладают очень большим опытом", – говорит директор по обучению Джейн МакКензи (Jane McKenzie).

Хортон вполне доволен своей дистанционной программой бизнес-школы Открытого университета (OUBS). "Половина моих сокурсников старше сорока, а некоторым уже за пятьдесят, – говорит он. – Занятия по программе помогают мне обдумать многие вопросы и найти новую ориентацию в мире бизнеса. Начав учиться два года назад, я через некоторое время осознал, что хотел бы работать в системе образования. После этого я смог устроиться на работу советника в одну из школ университета Gordon Brown".  

 


Комментарии Фейсбук Вконтакте