Секрет успеха дистанционных программ в качественном содержании и сильном бренде

Дата публикации

Дистанционное образование, именуемое также электронным (distance learning/e-learning) или обучением, не предполагающим отрыва от обычной работы, все чаще воспринимается как полноценная альтернатива традиционным форматам с очными занятиями.

Стремительное развитие сферы высоких технологий и сравнительно невысокая стоимость доступа в Интернет определили стремление многих бизнес-школ к запуску новых программ "виртуального" обучения.

Но несмотря на звучные рекламные кампании о запуске того или иного дистанционного курса, потребители продолжают относиться к значительной части этих предложений как ко второстепенным продуктам, оказывающим поддержку основным программам более привычных форматов.

Действительно, совсем недавно стоимость таких программ была слишком высока, а технологии еще не были достаточно высоки. Поэтому многие школы не могли привлечь достаточное число участников.

Почему же некоторые дистанционные программы выживают, а другие – нет? Определяет ли успех электронных курсов их содержание, бренд, стоимость или комбинация всех этих факторов? У Стюарта Диксона (Stuart Dixon), директора программ EuroMBA и академического директора программ МВА бизнес-школы при Universiteit Maastricht, по этому поводу нет никаких сомнений.

"Главным определяющим фактором успеха программы e-MBA является ее качество. Вы должны быть уверены, что участники им довольны", - говорит он.

Программа EuroMBA была запущена в 1996 году международным консорциумом бизнес-школ Европы, куда вошли голландские Universiteit Maastricht Business School и Open Universiteit Nederland, французские IAE Aix-en-Provence и Audencia Nantes School of Management, а также испанская школа Eada. Консорциум также имеет партнеров в Ирландии, Германии и Польше. Главной целью консорциума было создание истинно европейской программы МВА дистанционного обучения с очными модулями в разных странах.

В этом году программа отмечает свой 10-летний юбилей. Это говорит о том, что эксперты консорциума сумели найти формулу успеха.

По словам Диксона, участники многих дистанционных программ получают минимум инструкций, по большей части в форме записанных или транслируемых в реальном времени лекций.

"Мы не верим в этот подход, поскольку он попросту имитирует традиционные формы обучения, которые мы считаем недостаточно эффективными, - продолжает Диксон. – Поэтому мы построили наши процессы таким образом, чтобы участники программы стремились к активному обсуждению заданий с другими членами группы и на общих форумах". 

Участники программы EuroMBA делятся на группы, в каждой из которых есть свой лидер. Лидер следит за тем, чтобы задания выполнялись в срок, в группе велось обсуждение совместной работы. Преподаватели активизируют дискуссию и корректируют общую атмосферу в сообществе. "Вся эта деятельность призвана стимулировать процесс обучения. Указания не носят узконаправленного характера. Студентам не говорят прямо, что именно они должны выучить", - комментирует Диксон.

Многие провайдеры дистанционного образования не понимают исключительную важность того, что все эти процессы должны быть полностью взаимосвязаны, поэтому их программы рано или поздно терпят фиаско. 

Директор содержания программ британской Open University Business School (OUBS) Марк Фентон-О’Криви (Mark Fenton-O’Creevy) уверен, что при разработке программ дистанционного обучения ее создателям стоит уделять внимание не только технической стороне вопроса.

"В последние несколько лет многие программы прогорели именно потому, что основной акцент был сделан именно на технологиях. Люди склонны недооценивать качество предлагаемого им материала", - добавляет он.

Во время очного обучения объектом инвестиций в значительной мере является профессор, работающий со студенческой аудиторией, в то время как на дистанционных программах основные инвестиции идут в материалы и дизайн программы.

Некачественные программы дистанционного обучения, продолжает Фентон-О’Криви, просто переводят лекции в режим онлайн, в то время как лучшие из них делают главный акцент на общении студентов и преподавателей, а также совместной работе студентов со своими сокурсниками.  

Британская Warwick Business School – одна из "старожил" среди провайдеров дистанционных программ. В этом году она отмечает 20-летний юбилей своих курсов электронного обучения. Похоже, что эта школа тоже сумела раскрыть секрет успеха. 

Поначалу дистанционная программа МВА школы Warwick ежегодно привлекала не более 15–20 человек, но теперь она является крупнейшей во всем университете. В этом году она объединяет порядка 350 человек. 

"Новые технологии изменили суть дистанционного образования для наших студентов, что дало нам огромные возможности для развития на международном рынке", - говорит Рэй Ирвинг (Ray Irving), руководитель по учебным ресурсам МВА школы Warwick. 

Школа планирует использовать имеющуюся базу для дальнейшего расширения своих дистанционных модулей, а также для проведения большего числа "живых" лекций в режиме онлайн. 

В школе есть специально созданные команды профессионалов, занятых поиском учебных ресурсов, администрированием и управлением спроса на дистанционные программы. 

Одним из показателей успешности дистанционных программ Open University и Warwick является низкий уровень отсева слушателей. Качественные программы, говорит профессор Фентон-О’Криви, пристально следят за каждым из слушателей и способны оказать помощь, если у кого-то из них возникают проблемы. "Например, мы знаем, что кто-то не сдал свою первую работу в срок, это плохой знак".  

На собственном опыте представители OUBS убедились, что очень важно правильно распределить учебную нагрузку, а также разбить весь процесс на несколько значимых составляющих, чтобы участники программы смогли также распределять свою нагрузку самостоятельно.  

Для создания успешной программы также жизненно важна маркетинговая составляющая и сильный бренд, говорит Найджел Банистер (Nigel Banister), генеральный директор дистанционных проектов Manchester Business School (MBS).

У MBS есть сильный бренд, а маркетингом дистанционного компонента программ занимается специальная команда опытных маркетологов. 

Программы дистанционного обучения, таким образом, выдерживают проверку временем, если делают ставку не на один, а на несколько факторов. Вместе с этим, в списке обязательных составляющих – испытанные и проверенные практики, сильный бренд и надежное исполнение. 

И хотя использование дорогостоящих технологий не является обязательным условием, профессор Фентон-О’Криви замечает, что инвестировать стоит именно в высокое качество материалов курса, а их производство не обходится дешево.  

Нельзя поручиться, что вы добьетесь исключительных учебных результатов, если в вашем распоряжении есть идеальная учебная аудитория, замечает он. Подобным образом, никакая, даже самая передовая платформа дистанционной программы не может вам гарантировать выдающиеся результаты. 

В создании успешной дистанционной программы, добавил Фентон-О’Криви, важнейшим является фактор обучения. Никакая технология не способна заменить опыт.

Комментарии Фейсбук Вконтакте