Снова в школу

Дата публикации

Филис Людвиг (Phyllis Ludwig), сорокадвухлетней слушательнице программы Executive MBA в Temple University (Филадельфия), пришлось на некоторое время забыть о том, что уикенды существуют для отдыха.

"В прошлом году, например, мой муж и дети праздновали День независимости на побережье. Мне же пришлось остаться дома и выполнять домашние задания по финансам. Все свободное время я провожу либо в библиотеке, либо за компьютером", - говорит она.

По статистике, только в США насчитывается более полутора тысяч программ МВА, а новыми обладателями степени ежегодно становится около 120000 специалистов.

Как и множество других слушателей программ МВА, Людвиг достигла среднего этапа своей карьеры и теперь для дальнейшего роста ей необходимо принести в жертву свое время и личные интересы. Для многих подобных ей профессионалов это единственная возможность добиться продвижения.

Людвиг имеет степень бухгалтера и работает финансовым директором, но считает, что ее способности могут позволить ей достичь большего, нежели просто операции с цифрами.

Она не допускает мысли о том, что ее кандидатуру на повышение будут продолжать отклонять лишь потому, что, по мнению руководства, у нее недостает широкого взгляда, свойственного выпускникам программ МВА. Теперь она думает над тем, чтобы открыть свой собственный бизнес: запустить учебную программу по базовым финансовым вопросам для школьников, которая также будет полезна молодым супругам, иммигрантам, пенсионерам и т.д.

"Обучение на программе МВА позволило мне обдумать многие вещи помимо бухгалтерии, - говорит она. - Занятия помогли мне научиться применять критическое мышление и в других областях, например в сфере процессов и маркетинга".

Недавно двое представителей Stanford Graduate School of Business опубликовали данные своей работы, в которой поставили под сомнение ценность МВА в современном мире. Джеффри Пфеффер (Jeffrey Pfeffer) и Кристина Фонг (Christina Fong) проанализировали множество исследований, проведенных в течение последних десятилетий, и пришли к выводу, что, за исключением нескольких лучших школ мира, МВА не дает своим слушателям больших преимуществ в реальном мире бизнеса.

В 1956 году, пишут исследователи, дипломы МВА получили около 3200 специалистов. Однако недавний взлет популярности и повальный интерес к этой степени сегодня, по всей видимости, явился причиной падения ее ценности.

"Это полная чушь, - уверен президент и генеральный директор ассоциации Graduate Management Admission Council (GMAC) Дэйв Уилсон (Dave Wilson). - Мы уже долгое время относимся к МВА как к глобальной валюте. Эта степень представляет ценность в любой стране мира. В современных условиях, когда люди все реже работают в одной компании или в одном направлении бизнеса всю жизнь, МВА позволяет получить контроль над развитием карьеры, а при желании перейти в другую сферу деятельности".

Ассоциация GMAC занимается администрированием стандартизированного экзамена GMAT, который кандидаты на поступление в бизнес-школы ежегодно сдают около 200000 раз. Результаты экзамена принято рассматривать как достаточно правдивый показатель академической успешности слушателя МВА.

По данным GMAC, после получения степени уровень заработной платы выпускников возрастает в среднем на 35%, что означает повышение размеров годового заработка с $56000 до $76000. Это примерно равняется стоимости годового обучения на программе МВА.

Консультант по вопросам финансирования в Claremont University Рози Руис (Rosie Ruiz) уверена, что кандидатам стоит планировать свои расходы из расчета $56000 в год. Эта сумма включает оплату обучения и расходы на проживание. Некоторые работодатели выражают готовность взять часть оплаты по обучению сотрудника на себя. Кроме того, использование системы государственных и частных кредитов может помочь кандидатам справиться с такой серьезной финансовой нагрузкой.

Многие энергичные кандидаты рассматривают также все возможности по стипендиям и грантам. Руис рассказала об одном из выпускников, чей долг при получении диплома составил $119000, но это исключительный случай. Обычно эта сумма намного меньше.

Для многих кандидатов, находящихся на среднем этапе развития своей карьеры, деньги уже не являются ведущим приоритетом. "В их системе мотивации уровень зарплаты не играет главенствующей роли, - говорит Роберт Линка (Robert Linka), директор программ формата Executive в калифорнийской Peter F. Drucker and Masatoshi Ito Graduate School of Management. - Многие кандидаты желают развить новые навыки, продолжить свой профессиональный рост и выполнять свою работу более эффективно. Многие из наших выпускников продолжают работать на тех же позициях, что и до обучения".

Он также добавил, что средний возраст слушателей его программ – 42 года. Большинство из них имеют большой опыт работы, в том числе в некоммерческом секторе, в правительственных организациях, небольших бухгалтерских компаниях и в сфере образования. "Программа строится на традиционно основных для МВА составляющих: вычислительном анализе и бухгалтерском деле, но мы уделяем особое внимание лидерству, стратегии и этике", - заметил Линка.

Школа Drucker Ito также предлагает своим кандидатам ряд программ направления Executive Management, магистерские программы Master of Science in Financial Engineering, и Master of Arts and Cultural Management, программы двойного диплома, а также специальные недипломные программы для сотрудников определенных компаний.

Людвиг, которая завершает учебу в июле, собирается посвятить все свободное время своим детям. "Для успешного обучения требуются строгая дисциплина и упорство, - говорит она. - Вместе со мной на программе обучалось еще 25 человек. Мы приезжали на занятия в школу каждый второй уикенд, а в остальное время мы часто проводили обсуждения в режиме телеконференций. Это похоже на военные задания: мы должны были все делать вместе, но знали, что все наши старания окупятся с лихвой".

 


Комментарии Фейсбук Вконтакте