Рыночная капитализация

Дата публикации

Вопрос, которым у нас практически никто не владеет, это проблемы увеличения стоимости своего бизнеса, своей компании. Всякая компания - это товар, и он имеет свою цену. Вот, сколько стоит Ford? Это известно. Нужно посмотреть его рыночную капитализацию, т.е. стоимость компании. Причем эта стоимость компании является рыночной величиной. Она связана, конечно, с тем, какую вы даете прибыль, каков объем вашей деятельности и с многими другими вещами: насколько быстро вы развиваетесь, сколько прибыли вы дадите завтра, какое у вас будущее, насколько можно доверять вашему менеджменту, насколько вы общественно открыты, какой у вас престиж. Поэтому, как правило, первая компания, лидер в своем секторе рынка, имеет более высокую рыночную капитализацию по сравнению с остальными. Компании и сектора, которые быстро развиваются, например, в области новых технологий, имеют огромную рыночную капитализацию, если они перспективны. Их рыночная капитализация во много раз больше объема их деятельности. Большую рыночную капитализацию может иметь даже убыточная компания, если она быстро растет, работает в прогрессивном, развивающемся секторе, и много денег вкладывает в свое развитие. Это залог будущих доходов. Попробуйте спросить руководителя какого-либо нашего завода, сколько он (его предприятие) стоит? Он может оценить, сколько было вложено средств, но это никакого отношения не имеет к рыночной капитализации. Наши руководители совсем этим не занимаются, и у нас, на самом деле, очень низкие оценки рыночной капитализации. Журнал "Эксперт" иногда публикует рейтинг 200 лучших рыночных компаний, и бывает, что там даются показатели рыночной капитализации. Они действительно очень низкие, их и западный рынок оценивает низко. На западе увеличение рыночной капитализации считается одной из главных стратегических целей бизнеса. Потому что, чем больше ваша рыночная капитализация, тем больший кредит вы можете получить. А, соответственно, у вас больше финансовых возможностей для развития, для наращивания рыночной капитализации.

 
Первая российская компания, которая показала, что значит высокая рыночная капитализация - "Вымпелком", который первым вышел на Нью-Йоркскую биржу по ADR. "Вымпелком" был оценен западными инвесторами в сумму более миллиарда долларов. В результате, он смог получить деньги с открытого рынка, и это обусловило его динамичное развитие. В последнее время, трудное, когда уровень акций технологических компаний резко упал на западных биржах, очень успешно прошел капитализацию другой лидер нашей сотовой связи - МТС. Их капитализация составила уже 2 миллиарда. Это сопоставимо с крупнейшими нефтяными компаниями. Это действительно огромный успех. Но, к сожалению, таких компаний единицы.

 
Если вы хотите добиться большой рыночной капитализации, то очень важно, какой бизнес вы ведете, во многих случаях вам целесообразно объединиться с какой-то другой фирмой. То есть развитие бизнеса - это не обязательно развивать только свою фирму, это может быть присоединение других фирм, освоение других видов деятельности, других сегментов рынка. И многие крупные западные компании, прежде всего General Electric, смело вторгаются в другие виды бизнеса, приобретают десятки других компаний. И этот процесс на западе идет сейчас очень бурно и он очень эффективен с точки зрения развития бизнеса.

 
Вопросы увеличения капитализации тесно связаны со стратегическим планированием развития фирмы.

 

ректор Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, академик Абел Аганбегян

 

navigator.ane.ru

Комментарии Фейсбук Вконтакте