Правила самооценки

Дата публикации 28.01.2010

Количество вакансий, в том числе в сфере инвестиционно-банковской деятельности, после кризиса резко упало. Число рекрутеров, до этого осаждавших бизнес-школы, сократилось. Выпускникам пришлось тратить намного больше времени на поиски работы или соглашаться на долгие неоплачиваемые стажировки. Многие были вынуждены против желания вернуться на прежние места работы. Но несмотря на все это, в бизнес-школе Манчестерского университета средняя зарплата класса 2009 г., закончившего учебу в марте, даже выросла, подсчитал профессор Джефф Бертон, который обучает студентов в том числе тому, как вести переговоры о зарплате. «Серьезный работодатель не станет экономить $7000 на сокращении зарплаты начинающих сотрудников, - говорит Бертон. - Так или иначе он соперничает с другими компаниями».

Даже в условиях кризиса, по подсчетам представителей бизнес-школ, студенты продолжают получать по нескольку предложений от компаний, иногда до пяти. Это значит, что можно и поторговаться.

Кэтти Омс-Сутер, директор бизнес-школы IMD по трудоустройству, утверждает, что условия, предлагающиеся выпускникам 2009 г., замечательные. «Зарплаты очень высокие, - говорит она, - а выпускники имеют возможность кроме этого попросить оплатить расходы и по обучению своих детей, и по переезду на новое место жительства, и на оплату жилья - на все что угодно».

Но студентам все равно требуется помощь преподавателей. Студенты IMD в начале учебы прослушивают две лекции на тему обсуждения зарплаты в рамках курса о карьерном росте. Позже, когда начинаются поиски работы, школа организует для студентов занятия о правилах переговоров с работодателями. Служба трудоустройства одновременно с этими занятиями изучает условия предложенных студентам контрактов и советует, насколько можно поднять планку.


«Мы предлагаем нашим студентам максимально изучить сектор, сегмент рынка, на котором они ищут работу, особенности должности, которая бы их устроила», - говорит Сара Джуиллет, начальник отдела трудоустройства аспирантов лондонской бизнес-школы Cass. Отделы трудоустройства используют свои базы данных об уровне контрактов, заключенных предыдущими выпусками. Они также общаются с местными рекрутерами, которые могут поделиться информацией о том, что происходит в их отраслях.

В школе сведут студентов с выпускниками, работающими в конкретной компании, которые могут рассказать о том, насколько возможен торг, говорит Джуиллет. Хотя, конечно, у студентов MBA существуют и собственные каналы информации и узнать уровень зарплат в своей сфере не сложно.

У тех, кто претендует на должности руководителей среднего уровня, например в банках или консалтинговых компаниях, шансов поднять себе зарплату мало - на эти крайне перспективные должности слишком много претендентов, и, зная об этом, компании не считают нужным идти на компромиссы. В других случаях можно и обсудить условия, особенно если работодатель не против. «Если вы хотите устроиться, например, менеджером по продажам, наверное, от вас ожидают, что вы станете грамотно торговаться?» - задается вопросом Омс-Сутер.


По мнению Даниэля Поро, который обучает студентов правилам переговоров с работодателями в IMD и London Business School, большинство из них не умеют это делать хорошо. «В тяжелые времена люди испытывают страх, - говорит Поро, - они считают, что нужно снизить себе цену. Это абсолютно неправильная стратегия - нельзя думать о себе как о товаре, цена которого растет или падает вместе с рынком. Кандидаты должны подчеркивать свою уникальность и ценность, которую они представляют для работодателей».

Студенты не должны занижать свою самооценку, жертвуя преимуществами, например соглашаться на такие условия контракта, как отказ сотрудничать с другим работодателем, добавляет Бертон.

Комментарии Фейсбук Вконтакте