Россияне хотят получать степень MBA за рубежом

Дата публикации 20.06.2011

Более двух тысяч российских управленцев в прошлом году прошли тест на способности получить степень MBA, однако лишь около полусотни из них отправили результаты экзамена в российские бизнес-школы. Подавляющее же большинство потенциальных слушателей MBA предпочитают отечественному диплому западный.

С ростом российской экономики растет и интерес к образованию в области менеджмента и управления, однако получать степень MBA большинство российских студентов предпочитают за рубежом. По данным Graduate Management Admission Council (Совет по приему в высшие школы менеджмента – GMAC), в 2010 году тест GMAT, определяющий способности успешно обучаться в бизнес-школах, прошли более 2 тысяч граждан РФ.

Это, например, на 64% больше, чем в 2006 году. Однако лишь 2,4% этих предполагаемых студентов отправили отчеты о результатах в российские школы. Подавляющие большинство (53%) отослали свои баллы в институты США, прочие – в бизнес-школы Великобритании и Франции, пишет Financial Times.

В России получить степень МВА предлагают 150 школ. Однако, за исключением 12 аккредитованных или находящихся в процессе аккредитации британской Ассоциацией школ МВА (AMBA), ни у одной из них нет аккредитации ни от американской AACSB, ни от аккредитационного подразделения Европейского фонда развития менеджмента EQUIS.

В большинстве вузов дисциплины MBA преподаются на русском языке, и многим школам, как отмечает газета, не хватает энергии, напористости и инновационности западных аналогов.

Российское правительство пытается бороться с негативным восприятием отечественного образования, активно инвестируя в элитную Московскую школу управления «Сколково», основанную в 2006 году.

Президент РФ Дмитрий Медведев, напомним, предоставил этому проекту свою поддержку, возглавив его международный попечительский совет. Сейчас в «Сколково» по программам МВА и ЕМВА обучаются 145 студентов, и число их неуклонно растет.

Среди других ведущих российских школ Financial Times выделила московский Институт бизнеса и делового администрирования, Высшую школу международного бизнеса, Высшую школу менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета и Московскую высшую школу социальных и экономических наук.
Кроме того, свои подразделения в Москве и Санкт-Петербурге открыли западные школы – американский Университет Дьюка, школа менеджмента Vlerick Leuven Ghent, Стокгольмская школа экономики, Гренобльская высшая школа бизнеса и британский Кингстонский университет – многим из них оказывается правительственная поддержка.

Другие бизнес-школы ищут альтернативные выходы на российский рынок. В частности, школа Insead в Париже и Сингапуре и Лондонская бизнес-школа предоставляют услуги по обучению руководящих работников крупнейшего российского фининститута – Сбербанка.

Выбор Сбербанка сделан в пользу западных школ, поскольку кредитная организация хочет стать более интернациональной и подготовить своих сотрудников к работе на глобальном уровне.

Школа Vlerick Leuven Gent в последние пять лет предлагает программы неполного дня MBA в своем отделении в Санкт-Петербурге и намерена вскоре запустить EMBA в Москве. Однако директор школы по международному развитию Питер Рафферти высказывает опасения, что даже в лучшие времена российский рынок для мировых бизнес-школ представляется весьма рискованным.

«Приходится учитывать политические риски. К тому же, открытие в России бизнес-школы – это одна сплошная бюрократия с получением разрешений: должно быть одобрено и само здание, и учебное заведение, и учебные программы», – говорит он.

В свою очередь глава GMAC Дейв Уилсон убежден, что Россия находится на пороге роста в сфере делового образования. «В стране есть ряд университетов мирового уровня, что всегда является очень хорошей основой для организации бизнес-школ. По мере роста российской экономики будет расти и спрос на квалифицированных управленцев», – прогнозирует он.

Отечественные эксперты напоминают, что в кризис спрос на программы MBA в России резко упал – в свете финансовых проблем многих компаний их управленцам было не до учебы.

Эксперт обращает внимание на разное отношение работодателей в России и на Западе к диплому MBA. Например, в США после получения MBA зарплата специалиста в среднем повышается вдвое, в России же наличие документа об окончании престижной бизнес-школы большого влияния не оказывает – стаж и практические достижения гораздо важнее.

«Поэтому, если степень получается не по корпоративной программе, а за собственные средства, траты эти зачастую оказываются неоправданными», – сетует он.

В свою очередь ректор Стокгольмской школы экономики в РФ Андерш Лильенберг в беседе с корреспондентом Firstnews выразил сожаление, что среди соискателей работы в России регулярно выявляются такие, кто вложил в получения диплома только деньги, не использовав при этом свой интеллектуальный и временной ресурс.

«Это привело к серьезному падению уровня доверия к образовательной системе в целом, и к дипломам МВА в частности. Да, их тоже подделывают.
На Западе представить ситуацию с купленным дипломом МВА невозможно, это четко отстроенная система, на отделение Master of Business Administration даже поступить порой бывает сложнее, чем сдать экзамен во многих российских вузах», – подчеркнул он.

Цены

В среднем по рынку программа MBA обходится слушателю в 400 тыс. руб., а цены на программы EMBA тяготеют к 1 млн руб. Стоимость программы MBA в ведущих американских бизнес-школах достигает около $100 тыс. за курс.

Президент Российской лиги МВА Юрий Тазов также обращает внимание на то, что в последнее время статус выпускника МВА «стал чуть ли не ругательством».

«Я знаю массу выпускников МВА, которые скрывают, что они получили такое образование. И я знаю множество работодателей, для которых наличие диплома российского МВА у соискателей является причиной для отказа в трудоустройстве. Они говорят, что им такие выпускники не нужны, поэтому многие ученики скрывают наличие диплома МВА», – говорит он.

Однако и он согласен, что интерес к бизнес-образованию, может быть, и не стремительно, но все же пойдет вверх. Люди уже «притерпелись» к экономическому кризису и более уверенно планируют свои инвестиции, в том числе и в образование, считает Тазов.

Комментарии Фейсбук Вконтакте