Российское бизнес образование: кого и зачем мы учим (по данным социологического исследования), часть 2. А.Г. Сеферян руководитель программы

Дата публикации

Продолжаем публикацию авторского материала А.Г.Сеферяна, заместителя декана факультета стратегического управления ИБДА АНХ, руководителя программы МВА, посвященного анализу проведенных социологических исследований.

 

Социологический портрет слушателей российской школы бизнеса (на примере ИБДА АНХ при Правительстве РФ)

 

Наш, более чем десятилетний опыт работы на рынке бизнес образования позволяет составить социологический портрет слушателей программ последипломного образования. Были проанализированы статистические данные по слушателям долгосрочных и среднесрочных программ (свыше 500 человек) за последние пять лет, имея в виду, что набор на программы проводится дважды в год.

 

У многих из наших слушателей уже имеются престижные вузовские дипломы. Они являются специалистами в самых разных областях. Вместе с тем, устойчиво постоянно за весь исследуемый период, количество слушателей с базовым техническим образованием составляет свыше половины из общего списка поступивших на программу.

 

 

Возрастные интервалы слушателей магистерской программы существенно изменились за анализируемый период. Если в 1999 году основная возрастная группа слушателей была в интервале 25 – 35 лет, то тенденции последних наборов свидетельствуют о существенном смещении среднего возраста слушателей в сторону его увеличения.

 

 

Следствием увеличения возраста слушателей является возрастание общего трудового стажа. Они обладают опытом хозяйственной и руководящей работы. Многие из них являются высшими руководителями крупных и средних компаний, работающих в различных отраслях народного хозяйства России. И – что не менее важно – их всех отличает природная  деловая сметка.

 

Трудовой стаж слушателей последипломных программ (%)

  

Стаж

Осень1999

Весна2000

Осень2000

Весна2001

Средний

До 2 лет

8

1

5

-

4

2 – 5 лет

18

18

13

15

16

5 – 8 лет

30

32

22

26

28

8 – 10 лет

14

20

11

12

14

Более 10 лет

30

26

49

47

38

 

И все же эти люди идут учиться на бизнес программы по менеджменту, маркетингу, финансам!

 

Российское или западное образование?

 

С момента возрождения бизнес образования в России данный вопрос постоянно находится в центре внимания как потенциальных слушателей, так и руководителей бизнес школ. Однозначного ответа на него не существует. Более того, в разные годы, в зависимости от текущей политической и экономической ситуации в стране маятник общественного мнения склонялся то в одну, то в другую сторону. Если попытаться максимально объективно посмотреть на данную проблему, то можно выделить устойчивый ряд вопросов, на которые необходимо дать ответ.

 

Вопрос первый: Зачем нам западное образование? Ответ на данный вопрос является, во многом основополагающим. Существенную роль здесь играет наш национальный менталитет. Нам кажется что все зарубежное (в том числе образование) – это залог высшего качества. Магия имен западных учебных заведений (Harvard, Wharton, London School of Economics и т.д.), а также заработки выпускников этих школ (свыше 100 тысяч долларов в год) являются лучшей рекламой и прочно осели в сознании потенциальных слушателей. Вместе с тем, рассматривая данную проблему необходимо поставить перед собой вопрос о цели получения такого образования. Насколько наличие престижного западного диплома будет способствовать вашему профессиональному и карьерному росту в России. Отсюда возникает следующий вопрос.

 

Вопрос второй: Каково качество западного образования? Многолетний опыт и традиции бизнес образования на Западе сформировали определенные и устойчивые стандарты учебного процесса. Они ориентированы на их национальные экономические, политические и культурные ценности. Они являются реальным отражением сложившейся социально – экономической ситуации в этих странах. Любая образовательная деятельность ведется исходя из этих целевых установок. Весь учебный процесс строится на подготовке профессиональных менеджеров для своих компаний. В основном, оно узконаправленное и предельно специализированное. Профессиональное ''натаскивание'' будущего менеджера в определенной области считается вполне устоявшейся традицией. Общая ситуация в России резко отличается от развитых стран Запада.

 

Вопрос третий: Насколько мы восприимчивы к западному образованию? Не секрет, что учебный процесс и образовательные традиции в наших странах существенно отличаются. В любой западной школе бизнеса или университете учебная нагрузка почти пропорционально делится между аудиторной и самостоятельной работой. Причем, роль самостоятельной индивидуальной нагрузки повышается по мере приближения окончания программы.  Огромное место в учебном процессе отводится различным дискуссиям, разборам конкретных ситуаций, подготовке проектов и т.д. Западный слушатель ментально готов к такой структуре учебных занятий. Российские (советские) образовательные традиции существенно отличаются от этих стандартов. Мы более привычны к аудиторным занятиям, к тому, что преподаватель подробно и последовательно излагает материал и лишь периодически обращается к различным формам обратной связи со слушателями (в форме семинаров, тестов и экзаменов). Сподвигнуть слушателей бизнес программ на самостоятельную работу вне аудитории очень трудно. Во многом, именно поэтому западный метод ''кейс – стадиз''  трудно приживается в России.

 

Вопрос четвертый: Какова целевая аудитория  бизнес образования? На Западе сложилась четкая иерархия последипломного образования. По завершении университета следующей ступенью является МВА (Junior), а затем Executive MBA. Исходя из этой структуры и складывается целевая аудитория слушателей данных программ. Они отличаются по возрасту, опыту работы и своим карьерным устремлениям. Ситуация в России частично схожа с этой структурой, но у нас существуют значительные различия.

 

Во – первых, у нас традиционно пользуются большим авторитетом программы второго высшего образования дающие государственный диплом соответствующего образца. Данный диплом является очень значимым документом на рынке труда. Во- вторых, полноценные программы МВА получили официальный статус лишь в конце 1999 года, но в форме дополнительного ( к высшему) образования, что значительно снижает их вес. В – третьих, программы Executive MBA еще не имеют широкого распространения и, в основном, являются франшизой западных университетов. Исходя из приведенной структуры, социологический портрет наших слушателей серьезно отличается от западных.

 

Сравнительный анализ социологических данных по программам последипломного образования слушателей ИБДА (магистры и МВА) и слушателей некоторых школ бизнеса США и Западной Европы

 

Базовое образование слушателей программ (%)

 

 

Техническое

Комментарии Фейсбук Вконтакте