Российское бизнес образование: кого и зачем мы учим (по данным социологического исследования), часть 1. А.Г. Сеферян руководитель программы

Дата публикации

Представляем Вашему вниманию авторский  материал А.Г.Сеферяна, заместителя декана факультета стратегического управления ИБДА АНХ, руководителя программы МВА, посвященный анализу проведенных социологических исследований.

 

Упрочение принципов рыночной экономики в нашей стране, последовательный рост сотрудничества российского и мирового бизнеса, активная международная мобильность предпринимательского корпуса - все это диктует для людей, ориентированных на прочный успех и  деловую карьеру, необходимость добротного владения мировыми стандартами знаний и навыков управленческой деятельности. На смену энтузиазму и интуиции, авантюрному риску и изменчивым удачам начального периода на российском рынке закономерно утверждаются основательность и профессионализм, четкий анализ и твердый расчет, последовательное продвижение к намеченной цели и ее уверенное достижение.

 

В настоящее время весьма актуальна подготовка профессиональных менеджеров для условий нарождающейся рыночной экономики России. Это долгий и трудный процесс. Дело в том, что существовавшая в нашей стране многие десятилетия образовательная система не ставила перед собой такую задачу, как подготовка управленцев - предпринимателей.

 

Ориентирование на решение этой задачи бизнес образование возродилось в России чуть больше 10 лет назад и за эти годы прошло огромный путь. На российском рынке сегодня представлены все основные типы программ по менеджменту и деловому администрированию, преподающиеся за рубежом: вузовские бакалаврские программы (ВВА programs); магистерские программы (МВА programs) всех уровней; программы специализированной краткосрочной переподготовки руководителей (Executive retraining programs).

 

То, на что на Западе уходили десятилетия, российские школы осуществили за несколько лет. Более того, поведение потребителей на рынке бизнес образования, их ожидания и запросы меняются с такой быстротой, что сроки создания и начала реализации отдельных программ сведены до минимума. Если в начале 90-х годов (в силу отсутствия многих рыночных механизмов и в условиях практически полной экономической безграмотности) было достаточны традиционные обзорныелекции по основным разделам менеджмента, экономики и финансов, то сейчас ситуация резко изменилась. Сегодня, слушатели (имеющие достаточно богатый опыт ведения бизнеса, тесно взаимодействующие со своими партнерами за рубежом, внимательно следящие за современными тенденциями в менеджменте и имеющие возможность знакомиться с огромным количеством экономической литературы) ставят перед школами бизнеса задачи активизации учебного процесса, передачи им не только теоретических знаний, но и практических инструментов их применения. И можно констатировать, что качество образовательных программ в России находятся сегодня на достаточно высоком уровне и, вполне соизмеримы с лучшими мировыми стандартами, а в некоторых случаях и превосходят их. Произошедшие в России за последние десять лет радикальные реформы в экономической и социальной среде, резко изменили отношение руководителей всех хозяйствующих субъектов к теории и практике управленческой деятельности. Быстрое развитие рыночных институтов и вхождение России в единыймирохозяйственный рынок, поставило перед нашими руководителями те же проблемы, что и перед их коллегами на Западе: как адаптироваться к быстрым переменам в деловой среде, в природе организаций и в деятельности менеджеров.

 

Необходимо четко осознавать отличия бизнес образования от традиционного экономического. Традиционное экономическое образование, направлено прежде всего на познание экономических законов и понимание экономических процессов как на уровне экономики в целом, так и на уровне отдельных предприятий. Оно охватывает не только уровень предприятий и организаций, но и национальную или мировую экономику в целом, отрасли, регионы, различные сферы хозяйственной деятельности (общественное производство, государственное управление, социальную сферу, экологию и т.п.).

 

Бизнес-образование (business education) – представляет собой образовательную деятельность по подготовке профессиональных менеджеров,  выполняющих функции управления на предприятиях и в хозяйственных организациях, работающих в условиях рынка с целью получения прибыли.

 

Понятие среднего класса

 

Согласно социологическим исследованиям, лишь около 20% населения способны стать хорошими менеджерами. Более того, только около 6% - имеют предпринимательские способности, т.е. могут не только руководить готовым бизнесом, но и создать его с нуля.

 

Именно эти люди формируют созидательный костяк политической и экономической системы любого общества. И именно они учатся в школах бизнеса или, говоря языком маркетологов, ''составляют целевую группу потребителей  бизнес образования''.  Ее еще часто именуют ''средним классом''.

 

На протяжении достаточно длительного времени в западном обществе существует аксиома: средний класс - это основа общества, государственной стабильности (как социальной, так и политической), база для развития рыночной экономики и демократии. Поэтому исследованиями среднего класса на западе традиционно занимаются ведущие научные институты, забота о благополучии среднего класса является приоритетным направлением государственной политики. В нашей стране сегодня также делаются попытки осмыслить понятие и роль среднего класса в жизни современного российского общества. Западное общество можно представить в виде эллипса: одна верхушка (достаточно маленькая) - элита, другая (тоже небольшая) - бедные, а внушительная середина - средний класс. Россия - это пирамида. В основании - бедные слои населения, тоненькая вершина- элита, а между ними - опять-таки средний класс. Эта прослойка может быть шире или уже, но в любом случае - она значительно меньше, чем на Западе. Среднего класса в России очень мало. В Москве к среднему классу можно отнести 20% взрослых. В городах-миллионниках - 10%. В городах с населением свыше 250 тыс. человек - всего 6%. Эти скромные цифры свидетельствуют о том, насколько мы далеки от стабильности. Общество стабильно лишь тогда, когда доля "средних" превышает 30%. У нас не набирается и 5%.

 

В отличие от западного российский средний класс испытывает большие трудности с тем, что называется самоидентификацией. У них нет общих экономических, политических интересов и установок. Связывает их главным образом то, что они овладели правилами игры в условиях постоянной нестабильности. Экономическая активность среднего класса России частично - иллегальна. Это, в первую очередь касается, хотя и косвенно, проблемы получаемых доходов. А средний класс в западном понимании - это респектабельный законопослушный класс. Новый средний класс - это наемные работники, обладающие культурным и профессиональным капиталом (образованием, опытом, навыками, которые в данный момент пользуются большим спросом на рынке и приносят дивиденды). Последние социологические исследования на данную тему выявили следующую картину:

 

 

Структура полученных данных не оставляет сомнений в том, что именно техническое образование оказалось стартовой точкой для продвижения в сферу управления у более чем половины опрошенных. Объяснений этому феномену может быть несколько. Во-первых, техническое образование всегда было очень престижно и популярно в России. Более того, в эту категорию попали люди с образованием в области естественных наук (физики, химики и т.д.). Во-вторых, из-за резкого снижения экономической активности в стране и сокращения производственной сферы именно ''технари'' оказались той прослойкой, на которой эта ситуация сказалась сильнее всего и заставила искать новые сферы применения своих знаний и способностей. В-третьих, существенным моментом явилась некоторая близость двух форм деятельности. Современное управление востребует людей, имеющих рациональный склад мышления, способных к точному расчету и планированию. Выпускники технических вузов обладали этими качествами в большей степени.

 

Очень интересен вопрос о том, каким образом нынешние менеджеры получили начальную управленческую подготовку. Данные различных исследований дают следующую картину:

 

 

Необходимо отметить, что один и тот же менеджер мог одновременно указать несколько форм получения необходимых ему управленческих знаний. Как видно, доминирующее место занимают процессы накопления опыта на рабочем месте и самостоятельная подготовка. Большое количество современных менеджеров получило необходимые им знания на различных краткосрочных курсах и стажировках.

 

В российских условиях необходимо ввести еще и понятие "эксперт-интеллектуал", обозначающее социальную позицию человека, который зарабатывает производством интеллектуальной продукции самого разного типа. В отличие от интеллигента интеллектуал жестко увязывает свои духовные потребности и интересы, профессиональную деятельность и доходы. Его интеллект ориентирован прагматически. Интеллектуалы из среднего класса - это часто трудоголики, у которых стирается грань между свободным и рабочим временем. Интеллектуал готов вкладывать большие деньги в приобретение товаров, которые создают условия для укрепления его профессиональных позиций. Если нет возможности получить деньги от фирмы, он готов сам платить за повышение квалификации, получение смежной или новой профессии, прекрасно понимая, что его богатство - это знания, которые он позже конвертирует в деньги.

 

Осознание необходимости в повышении своего образовательного уровня является отличительной чертой активного и созидательного менеджера. В российских условиях, этот постулат приобретает еще большее значение в силу специфических условий экономического развития страны. Как уже отмечалось, большинство современных российских предпринимателей имеют за спиной блестящее, но техническое образование. Они могут прекрасно справляться с текущими задачами своего бизнеса. Однако отсутствие цельных экономических взглядов, незнание современной теории и практики менеджмента не позволяют им квалифицированно и качественно осуществлять стратегическое целеполагание и определять пути достижения этих целей. Все это заставляет многих российских менеджеров постоянно обращаться к вопросу получения дополнительного образования в области современного бизнеса. Это очень непростое решение для активного менеджера.

 

Одним из диагностических инструментов, позволяющих менеджеру определить свои потребности в дополнительном образовании является метод ''Обучающей лестницы''. Каждая ступенька этой лестницы позволяет менеджеру четко позиционировать себя на текущий момент и определять последующие шаги.

 

Первая ступенька – ''Осознание необходимости учиться''. Перед менеджером постоянно встает вопрос: какие знания ему необходимы в ближайшем будущем, чтобы эффективно вести свой бизнес. Он постоянно сталкивается с проблемой нехватки текущих знаний, а также видения перспектив развития как своего бизнеса, так и экономики в целом. Именно это побуждает его задуматься о необходимости дополнительных знаний.

 

Вторая ступенька – ''Желание учиться''. Первые две ступеньки очень похожи, но не идентичны. Менеджер может осознавать необходимость дополнительного образования, но это абсолютно не означает, что он горит желанием учиться. Постоянная перегруженность на работе, психологическое отторжение процесса обучения, а также различные другие объективные и субъективные причины могут вызывать нежелание незамедлительно сесть за парту. Этот процесс может затягиваться во времени, что, естественно, влияет на эффективность его бизнеса. Необходимо найти эффективную мотивацию для принятия такого непростого, но очень важного решения.

 

Третья ступенька – ''Чему учиться''. Вероятно, это самый трудный вопрос. Инстинктивно, любой человек, с удовольствием, будет учиться тому, что ему нравиться или тому, что его заботит на данный момент. Такой путь редко бывает эффективным. Сегодняшние проблемы могут быть краткосрочными и не отражать долгосрочных экономических тенденций. Вследствие этого –время и силы будут потрачены напрасно. С другой стороны, различные модные теории и области экономической деятельности очень интересны и познавательны, но имеют мало шансов быть примененными в вашем бизнесе. В качестве примера можно привести повальное увлечение ценными бумагами в начале 90-х годов. Огромное количество различных образовательных программ и переполненные аудитории абсолютно не отражали реалий российской экономики того периода (где не было как самого рынка ценных бумаг, так и потребности в таком количестве брокеров). Поэтому выбирать программу необходимо тщательно и с учетом перспектив развития вашего бизнеса.

 

Четвертая ступенька – ''Как учиться''. Возможны различные форматы выбранной программы. Очевидно только то, что действующий менеджер не может выбрать очную форму занятий. Наиболее распространенной формой является вечерний формат занятий. Это очень тяжело физически совмещать работу и учебу. Однако, возможно, это самый эффективный метод, т.к. заочное и дистанционное обучение предполагает высокуюстепень самоконтроля, организации своего свободного времени и высокой мотивации.

 

Пятая ступенька – ''Возможность использовать полученные знания''. Это очень существенная деталь. В процессе обучения у менеджера постоянно появляется желание незамедлительно применить полученные знания на практике. Похвальное желание. Но необходимо осознавать, что в текущей работе можно использовать различны практические инструменты и полученные навыки. Однако комплексное использование полученных на программе знаний и навыков может быть осуществлено только по окончании всей программы.

 

В результате подъема по этой воображаемой лестнице активный менеджер определяет для себя свои потребности в образовании и, соответственно, учебное заведение, где он намеревается его получить. Необходимость качественных знаний заставляет менеджеров обращаться к программам ведущих школ бизнеса, а не выбирать учебную программу только потому, что школа бизнеса расположена рядом с его офисом или домом.

 

А.Г. Сеферян

заместитель декана факультета стратегического управления ИБДА АНХ, руководитель программы МВА

 

navigator.ane.ru

Комментарии Фейсбук Вконтакте