Российский рынок бизнес-образования ежегодно растет на 15–20%, и, по прогнозам специалистов, к 2010 году его емкость может достичь $500 млн

Дата публикации

Предлагаемые бизнес-школами программы MBA (Master of Business Administration – "Мастер делового администрирования"), предназначенные для подготовки менеджеров высшего уровня, соответствуют спросу как по количеству выпущенных специалистов, так и по качеству образования. Потенциальная же потребность в высококлассных управленцах намного превышает количество слушателей в российских бизнес-школах. Для того чтобы эта потребность переросла в реальный спрос на услуги бизнес-школ, должны существенно возрасти как уровень подготовки поступающих, так и качество предоставляемого образования.
В отличие от Америки и Европы, где история бизнес-образования насчитывает несколько десятков лет, опыт российских бизнес-школ в области подготовки квалифицированных менеджеров едва перевалил за десять лет. В США более 800 учебных заведений обучают по программам бизнес-администрирования. В России их порядка 90. Из них 33 получили аккредитацию Министерства образования и науки – право на выдачу дипломов государственного образца.
Помимо бизнес-школ при вузах, работающих по государственной программе MBA, на российском рынке представлены бизнес-школы, которые проводят обучение и выдают собственный (не имеющий статуса государственного) диплом об окончании программы MBA. Некоторые вузы и школы бизнеса сотрудничают с западными университетами и выдают слушателям еще и зарубежные дипломы. Однако говорить об их абсолютной конвертируемости нельзя. Есть бизнес-школы, которые направляют все контрольные и дипломные работы слушателей (на английском языке) для проверки в западный университет и лишь после этого выдают западный диплом. В этом случае диплом, выданный в России, приравнивается к заграничному. Но бывает и так, что подобной детальной проверки уровня знаний слушателей не проводится.
Различие в образовании, полученном в России и на Западе, настолько велико, что ни о какой конкуренции между российскими и западными школами говорить не приходится. Западные школы ориентированы на международный бизнес, и их выпускники могут работать в любой стране (одним из важных показателей, характеризующих место школы в рейтинге, является процент слушателей-иностранцев: в западных бизнес-школах он колеблется от 60% до 95%). Отечественные бизнес-школы изначально нацелены на подготовку к ведению бизнеса в России.
Ориентация на национальную экономику – не единственное отличие российского образования от западного. Во многих наших бизнес-школах акцент в обучении делается на получение теоретических знаний, а не технических навыков ведения бизнеса. Зачастую программы MBA по степени "теоретичности" мало чем отличаются от стандартного второго высшего образования. Между тем неотъемлемой частью курса MBA должны быть изучение практического опыта в форме case-studies (то есть разбор стратегий поведения конкретных предприятий в сложных ситуациях) и подготовка прикладных практических проектов для конкретных организаций (понятно, что в числе преподавателей обязательно должны быть практикующие бизнесмены и предприниматели).
Постепенно различия в западном и российском бизнес-образовании будут нивелироваться. Сейчас по качеству получаемого образования лучшие российские бизнес-школы соответствуют западным школам-середнякам. Нередки случаи, когда занятия, проведенные лучшими российскими преподавателями, оцениваются выше, чем преподавателями среднего уровня из Гарварда.
Как правило, российские бизнес-школы создаются при вузах, и это нормальная практика. На Западе все бизнес-школы создаются при крупных университетах. К примеру, в Англии сто тридцать три бизнес-школы и сто тридцать три университета. Это наиболее рациональная форма взаимоотношений. Университет, находящийся на переднем крае науки, задает традиции обучения, предоставляет бизнес-школе широкие возможности для формирования профессорско-преподавательского состава. Бизнес-школа в свою очередь его финансово подпитывает. Западные бизнес-школы нередко имеют бюджет в десятки миллионов долларов. Это позволяет привлекать лучших преподавателей, приобретать самое современное техническое оборудование.
К сильным сторонам российских школ можно отнести неплохое соотношение стоимости обучения к качеству полученных знаний и направленность процесса обучения на специфику российского рынка. Кроме того, приобретенные в российской бизнес-школе связи более полезны, если ее выпускник собирается вести бизнес исключительно в России.
Самый сильный недостаток российских бизнес-школ – нехватка квалифицированных преподавателей-практиков, сочетающих в себе качества высококлассного преподавателя и опыт собственного ведения бизнеса, в том числе и в качестве стороннего консультанта ведущих компаний.
Стоимость обучения в российских бизнес-школах намного ниже, чем на Западе. В московских вузах за полутора-, двухгодичный курс MBA слушатели платят от $6 тыс. до 12 тыс. В регионах обучение намного дешевле: провинциальные программы обходятся слушателям в $1,5-3 тыс. По западным меркам это копейки. К примеру, обучение в западной топ-школе (первые двадцать-тридцать школ в рейтинге) стоит минимум $40-50 тыс.
Нынешние школы бизнеса набирают на программы MBA слушателей с высшим образованием и опытом работы не менее двух лет. Базовые требования к поступающим у российских и западных школ совпадают. А вот требования к уровню подготовки существенно различаются. При поступлении в западную бизнес-школу тесты TOEFL (английский язык), GMAT (математика, логика) используются для отсеивания людей, которым освоить программу будет не под силу. Кроме того, в ходе собеседования претендент должен продемонстрировать серьезность своих намерений и лидерские качества. Поскольку в хороших бизнес-школах есть конкурс, туда попадают лучшие из соискателей.
В российских же бизнес-школах тесты не имеют целью отсеять кого-либо из слушателей: конкурса в наших школах нет. Результаты этих тестов – это скорее ориентир для преподавателей, поскольку позволяют оценить стартовый уровень аудитории в целом.
Невысокие требования к поступающим приводят к тому, что аудитория российских бизнес-школ довольно пестрая по уровню подготовки.
МВА требует особого подхода к построению занятий и обучению взрослых слушателей, желающих получить не просто "корочки" и квалификацию МВА, а качественное управленческое образование и практические навыки, которые можно использовать в ежедневной практике.
Окончание одной из ведущих западных бизнес-школ является гарантией быстрого карьерного роста.
В России же окончание бизнес-школы пока не дает ее выпускникам гарантий хорошего трудоустройства и высоких заработков: работодатели не готовы переплачивать за диплом российской бизнес-школы. Несмотря на это, обучение по российским программам MBA вовсе не бесполезно. Но по программе MBA учатся не только ради знаний. К числу главных побудительных мотивов относится расширение круга деловых связей. Специалисты полагают, что спрос на бизнес-образование пока не соответствует реальной потребности страны в управленческих кадрах.
Разрыв между потенциальным и реальным спросом на бизнес-образование объясняется нестабильностью существующей бизнес-среды. Если же период относительной экономической и политической стабильности продлится, то спрос на программы MBA будет постоянно расти. И конечно, в предстоящие годы бизнес-школы все активнее будут сотрудничать с бизнес-структурами.
Мировая практика пока не знает форм обучения топ-менеджеров более качественных, чем МВА. При этом все большее число руководителей крупных предприятий, осознавая, что к будущему необходимо тщательно готовиться, посылают своих сотрудников в российские бизнес-школы.
Это легко объяснить - такое обучение значительно дешевле западного, кейсы наполнены примерами из российской действительности, а работники не покидают пределов России. Вечерняя форма обучения не предполагает отрыва менеджера от рабочего места, а дистанционная форма идеально подойдет занятым или иногородним. Таким образом, число студентов российских школ МВА из года в год уверенно растет. Более того, уже появляются программы, созданные российскими специалистами.


Комментарии Фейсбук Вконтакте