Узкая специализация: риск оправдан

Дата публикации

Навыкам общения Линды Чернофф (Linda Chernoff) могли бы позавидовать знаменитости и политики, а ее талант построения команды – на уровне топ-менеджеров крупных компаний. Написав об этом в начале своего резюме, она смогла бы рассчитывать на самые разнообразные позиции, но вместо этого она старается максимально сузить спектр возможных вариантов, описывая себя как "организатор мероприятий". 
Отличное решение. Многие эксперты по карьере считают, что узкая специализация повышает шансы в поиске работы. 
Говоря языком киноиндустрии, вы должны выбрать себе амплуа, узкую специализацию, как, например, герой боевиков, смешной парень и т.д. Помощник профессора MIT Sloan School of Management Эзра Цукерман (Ezra Zuckerman) вот уже три года изучает развитие карьеры киноактеров. Несмотря на то что даже самые успешные артисты опасаются узкого амплуа, оно, по сути, является гарантией устойчивого развития карьеры. Чем раньше актер находит свое амплуа, тем больше и чаще он получает роли. Принцип амплуа работает и в других сферах занятости. Специализация является эффективным способом выделиться из общей массы кандидатов. Боясь упустить возможности, многие стремятся описать себя в резюме как универсалов широкого профиля. Но специалисты имеют больше шансов на успешное трудоустройство.  
"Рекрутеры и хедхантеры стремятся найти то, что они смогут продать. Их поиск обычно узконаправлен и не охватывает профессионалов широкого профиля", - поясняет Цукерман. Как и в любом другом аспекте развития карьеры, в качестве первого шага эксперты рекомендуют самоанализ для понимания своих сильных сторон. Линда Чернофф не сразу пришла к осознанию своего призвания. Она начинала администратором юридической компании, затем работала специалистом по связям с общественностью в Temple University. Ее любимым занятием там было планирование различных мероприятий, таких как игры в гольф и пикники на открытом воздухе. Теперь она заместитель директора по планированию специальных мероприятий бостонского Музея изобразительных искусств.  
Специализация – это цель, поэтому постарайтесь не торопиться с окончательным решением и соблюдайте меру. Если ваша специализация – "маркетинг на Марсе", вы, конечно, будете единственным в своем роде кандидатом, но предложений о работе вы вряд ли дождетесь. Любая специализация может навредить вам, если ваше решение будет слишком поспешным и необоснованным. 
Лиз Рамос (Liz Ramos), партнер консалтинговой компании Bain & Co, советует: "Мы уверены, что в бизнесе каждый человек со временем должен найти для себя одну или несколько областей специализации". Для своих консультантов руководство Bain & Co разработало определенный путь развития. Сначала основной акцент ставится на развитие коммуникативных и профессиональных навыков, необходимых в работе. После двух лет работы в компании обучение сотрудников строится на развитии лидерских качеств. И только поле трех – пяти лет в компании сотрудникам Bain рекомендуется решить для себя, продолжать ли им заниматься консалтингом, пойти ли в бизнес-школу или начать свое собственное дело. И если на этом этапе вы не позиционируете себя как эксперта в определенной сфере, вы не сможете рассчитывать на высокие позиции. 
Оперная певица из Бостона Стефани Чигас (Stephanie Chigas) выбрала для себя этот путь интуитивно. Ее карьера в опере только началась, но, в отличие от других, она не гонится за дополнительным заработком и не соглашается на роль хористки. "Многие берутся за любую работу, как только возникает возможность. У меня другие цели. Это может прозвучать нахально, но я хочу стать солисткой", - говорит она. Такое "нахальство" принесло свои дивиденды. Чигас пела в составе Boston Lyric Opera и выступала в Carnegie Hall. Нахальство, если можно так сказать, является одной из составляющих специализации, поскольку заявление о себе как об эксперте уже подразумевает, что вы уверены в успехе. И напротив, широкий профиль часто выглядит тускло и недостаточно целенаправленно. "Обобщение может быть хорошей стратегией страхования от рисков, если ваша отрасль переживает период нестабильности, - говорит Цукерман. – Но если вы планируете оказаться наверху, вам нужно подать себя как специалиста". 
Процесс специализации обычно внушает определенные опасения, ведь вы можете выбрать для себя такую сферу, где успех окажется недосягаем. Но вы всегда сможете начать заново. Цукерман приводит в пример киноактрису Бетт Дэвис (Bette Davis), которая в 30-х годах начала свою карьеру в роли симпатичной блондинки, но позже стало ясно, что у нее недостаточно шарма. Поэтому студия дала ей новый образ женщины-вамп, и Дэвис стала звездой.

 




Комментарии Фейсбук Вконтакте