Решающее время для беспечных ребят

Дата публикации

Автор статьи является старшим научным сотрудником в Cevipof, национальном центре научных исследований в Париже, а также профессором политики и социологии в Sciences.po. Он с семьей переехал в Великобританию, поскольку его деловой партнер получает степень магистра Sloan в London Business School.

 

После трудного первого семестра студенты Sloan, которых побаловали долгожданной поездкой в Шанхай, в этом семестре более беспечны – хотя работы хватает. Студенты уже выбрали предметы. Они заняты общением и подготовкой к проектам. Облака уже видны на горизонте: чем же они будут заниматься в следующем году?

 

Некоторых это не беспокоит, поскольку они вернутся на работу в свои компании. Но большинство планирует использовать этот год, чтобы поменять карьеру, расширить свой кругозор и найти интересную работу. Их еще ждет масса тестов, семинаров, где они должны комментировать свои резюме, конференций для будущих бизнесменов, вечеров встреч с выпускниками LBS и встреч с консультантами из HR-отделов. Ребята из Sloan отправились на поиски чаши Грааля достойной работы.

 

Мой партнер вначале считала бухгалтерское дело и финансы просто разминочными упражнениями для ума. Но все оказалось намного серьезнее. Ей приходится изучать сотни деловых отчетов, вырезок из газет и статей по менеджменту. Теперь она не так занята учебой как в прошлом году, но все ее силы идут на то, чтобы найти работу на будущий год и определиться с направлением ее карьерного роста.

 

Но прежде чем перейти к этому этапу, студенты должны пережить сессионные экзамены, которые являются большой трудностью, особенно для тех, у кого не было опыта с такими техническими дисциплинами как экономика, бухгалтерское дело и финансы. Но с другой сторон это напоминает им о прошлом: повторение материала по ночам, беспокойные раздумья о возможных вопросах, расчет количества шоколада, который понадобится на экзамене, чтобы обеспечить мозг необходимым количеством аминокислот. Дети с удивлением наблюдают за беспокойством их матери перед экзаменом.

 

Меня впечатлили учебники, которые используются в Sloan. В большинстве предметов, особенно финансах и стратегии, приводятся примеры анализа высокого уровня. Изложено все очень ясно. А приведенные конкретные примеры очень уместны. Для профессоров использовать такие учебники должно быть великим благом, которое также влияет на ход самих занятий.

 

В декабре состоялась долгожданная поездка в Шанхай. Ребят из Sloan встретила Shanghai Business School. Жили в симпатичном отеле, посетили несколько компаний и просто хорошо провели неделю. Поезда дала возможность студентам общаться, есть вместе и узнать о компаниях, которые инвестировали средства в Китай.

 

Тем не менее, не все удалось сделать. Запланированные заседания – по вопросам экономики Китая, Шанхая и динамики, которая наблюдалась в экономическом росте – оказались просто общим обзором ситуации Китая, с точки зрения Запада.

Не было никаких серьезных докладов о Шанхае, и его развитии, больших капиталовложениях и демографическом росте, связанном с миграцией из деревень.

 

Вопросы, например, как Китай, закрытый для иностранных инвестиций, успешно пережил экономический кризис, остались неотвеченными.

 

Спрос на такие поездки очень большой, но сосредоточение на небольшом количестве компаний в отрыве от экономических, политических и социальных особенностей Шанхая и его обитателей, немного удивило меня.

 

Это заставляет задуматься о том, чему учат в Sloan и как. Программа получила известность благодаря высококвалифицированным преподавателям. Тем не менее, меня как ученого-социолога удивляет столь малый интеллектуальный риск, отсутствие полемики и критической точки зрения. Я ожидал от экономистов глубокое вовлечение в вопрос рынка и причин столь многих ошибок экспертов. Я также хотел, чтобы кто-то уделил внимание вопросам энергетики и политики, влияния беззакония на экономическое развитие, альтернативных течений глобализации, спорам о разных типах капитализма, а также о различных способах ведения бизнеса в разных странах мира.

 

Но ничего этого нет. Студенты изучают дела компаний – очень много дел; и это хорошо в свою меру. Но они не занимаются более глобальными вопросами. Приглашенные лекторы очень известны в мире бизнеса; но что можно сказать о руководителях Greenpeace, финансовых инвесторов, оказавшихся в банкротстве, руководителей профсоюзов Южной Кореи и борцов с нищетой в Африке?

 

Отсутствие таких критических сторон заставляет меня задуматься об уровне образования и студентах, которые его получают.

Никто не ожидает от LBS или любой другой бизнес-школы стать центром интеллектуального радикализма, но их программа крайне аполитична и асоциальна. В основном рассматриваются дела компаний США, Британии и иногда Австралии. А как же компании в других частях света? Латинская Америка — ничего; Азия — огромный рынок; континентальная Европа — странное место; Средняя Азия — проблема.

 

Может быть это только точка зрения ворчливого ученого. Но разве студентам не нужно получить более широкий кругозор, чтобы они смогли стать достойными лидерами?

 

Но вернемся к делу. По завершении выбранных курсов студенты на протяжении двух недель должны будут работать над проектом по международному консалтингу. Regine, мой партнер, поедет в Нью-Джерси работать в одну международную финансовую компанию.

 

Уже сейчас студенты также должны думать о своих собственных проектах на лето. Ведется интенсивное общение и обсуждение. Посмотрим, что получится.

 

Patrick Le Gales

news.ft.com

Комментарии Фейсбук Вконтакте